Берлин в изображении Э.Т.А. Гофмана-Новеллиста. Часть 1

Берлин в изображении Э.Т.А. Гофмана-Новеллиста. Часть 1

Берлин как литературный топос занимает большое место в творчестве Э.Т.А. Гофмана. Автор цикла «берлинских рассказов» Гофман детально вос­производит этот город в своих новеллах «Кавалер Глюк», «Приключения в новогоднюю ночь», «Пустой дом», «Угловое окно», в некоторых новеллах из сборника «Серапионовы братья». Новеллы Гофмана становятся местом фор­мирования своеобразного берлинского городского дискурса, писатель из про­изведения в произведение открывает все новые черты созданного им образа. Гофман сознательно включается в ряд бытописателей Берлина, называя в числе своих предшественников писателя XVI в. Хавтития, автора Microcronicon marchium Berolinenses («Выбор невесты»).

Начиная с новеллы «Кавалер Глюк», с которой открывается подлинное литературное творчество Гофмана, Берлин как место действия прочно входит в текст произведений писателя. Действительно, в новелле описаны улицы, площади города, даются как бы первые штрихи к портрету города. Гофман восхищен Берлином. Известна нелюбовь романтиков к маленьким городкам, к провинциальности, которая у Гофмана усиливалась впечатлениями от долгих лет службы в польских захолустных городах. Берлин воспринимает­ся как большой город, столица, средоточие всей культурной жизни своего времени. По воспоминаниям современников, в частности мадам де Сталь, Берлин тогда был «большим городом с широкими, прямыми улицами и регулярной планировкой... роскошные недавно построенные дома словно предназначены исключительно для комфортного сосуществования увеселе­ний и деловой активности». Самые лучшие советы туристу, о достопримечательностях, о выборе тура, вы найдете здесь на сайте travel-eu.net

Берлин в изображении Э.Т.А. Гофмана-Новеллиста. Часть 1
«Поздней осенью в Берлине», - так начинается введение читателя в пространство города. В новелле «Кавалер Глюк» показаны четыре пространст­венные точки, где встречается рассказчик с Глюком. Это Тиргартен («.по Унтер- ден-Линден...пестрой вереницей к Тиргартену тянутся щеголи, бюргеры всем семейством.»), Бранденбургские ворота («Только вблизи Бранденбург­ских ворот я увидел шагающую впереди долговязую фигуру»), Опера, Фридрихштрассе («... спешил на Фридрихштрассе, где квартировал. Путь мой лежал мимо театра»). Исследователи подчеркивают способность Гоф­мана воссоздавать в тексте целую сеть улиц города - уже в первой но­велле писатель соединяет улицы города. Унтер-ден-Линден заканчивается Бранденбургскими воротами, откуда можно попасть за город, в Тиргартен. В свою очередь Фридрихштрассе находится недалеко от Оперного театра.

Более подробная топографическая картина создана в новелле из сборни­ка «Серапионовы братья» «Эпизод из жизни трех друзей». Образ Берлина предстает здесь в двух ракурсах - в представлении серапионов, в обрамляю­щем повествовании, и в самой новелле. Основой для создания рассказа по­служил случай в павильоне Вебера и Клауса в Тиргартене, свидетелями кото­рого были серапионы. То же место действия сохраняется и в рассказе. Здесь Берлин представляет собой единое целое. «Я носился, точно безумный, по всему Берлину...», - рассказывает друзьям Марцелл. Своеобраз­ным центром жизни Берлина и в этом рассказе и в других, в частности, в рас­сказе «Кавалер Глюк», становится Тиргартен, точнее Ресторация Вебера, «место, где собираются гуляющие в Тиргартене». Данное утвержде­ние находит объяснение и в кольцевой композиции новеллы «Эпизод из жизни трех друзей»: и в начале повествования и в его финале герои собираются у Вебера. Тиргартен не раз возникает в воспоминаниях героев как место встре­чи с прекрасной Паулиной и зарождения любви к ней. Один из героев новеллы Северин рассказывает о себе: «... живу я в отдаленной части Тиргартена, около придворного егеря». Таким образом, Тиргартен становится средоточием берлинской городской жизни первых десятилетий XIX в.

13 ноября 2013 /
Похожие новости
Берлин в изображении Э.Т.А. Гофмана-Новеллиста. Часть 3
Берлин в изображении Э.Т.А. Гофмана-Новеллиста. Часть 2
Венеция занимает особое место среди итальянских городов, изображен­ных Э.Т.А. Гофманом. С одной стороны образ Венеции, созданный в новелле «Дож и догаресса», включается в характерное
      Трансформационные процессы, начавшиеся после объединения двух государств, в условиях новых экономических отношений привели к изменению структуры самих городов и поиску путей
Творчество Марека Хласко мало популярно в России - в свет вышел лишь один сборник его произведений. У нас писатель известен, в первую очередь, благодаря легенде о нем, которая возникла как результат
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: