Спортивный туризм как способ реализации аддиктивности. Часть 1

Спортивный туризм как способ реализации аддиктивности. Часть 1

Спортивный туризм как вид спортивной деятельности связан с перемещением в экстремальные географические зоны (горный туризм, спелеотуризм, аридная зона) и зачастую эта деятельность сопровождается высоким риском для жизни и даже бывает смертельно опасной (например, горные похо­ды, походы в зимнее время, сплавы по горным рекам). Учас­тие в походах так же предполагает немалые финансовые зат­раты на покупку снаряжения, затраты времени на тренировки и экспедиции, перестройку системы социальных ценностей личности. Все это приводит к нарушению социального функ­ционирования спортсмена. Проведенный нами психологичес­кий анализ личности у туристов-спортсменов позволил выя­вить признаки нарушений поведения, которые можно харак­теризовать как аддиктивность.

Спортивный туризм как способ реализации аддиктивности. Часть 1

Важнейшей характеристикой аддиктивного поведения является стремление к уходу от реальной жизни и насущных проблем с помощью химических веществ с психотропным действием или таких видов деятельности, которые помогают сделать более комфортным свое базовое психическое состоя­ние. Аддиктивное поведение может быть способом выхода из состояния фрустрации, когда возникает навязчивое непреодо­лимое стремление к аддиктивной реализации. Часто при этом нарушается социальная адаптация. Имеются научные сообще­ния, в которых исследователи аддиктивного поведения гово­рят о правомочности выделения своеобразной аддикции уп­ражнений - workaholism. Спорт, а особенно экстре­мальный, несёт в себе выраженный аддиктивный потенциал, поскольку сопровождается облигатной возможностью вхож­дения в изменённое состояние сознания с выраженной стиму­ляцией дофаминового звена нейромедиаторного обмена. Как показывают наблюдения, ангедония, как проявление симпто­ма отмены, наиболее выражена именно у спортсменов, зани­мающихся экстремальными видами спорта, сопряженными с рискованными ситуациями и даже смертельной опасностью - дельтапланеризм, сплав по горным рекам, спелеотуризм, гор­ный туризм и др. В современной литературе имеются описа­ния клинических случаев возникновения спортивной аддик- ции при занятиях разными видами спорта - бег, восточные единоборства, тяжелая и легкая атлетика, бодибилдинг и др. Аддикция выявлена и у лиц, занимающихся спортом для здоровья. Однако в отношении спортивного туризма таких исследований нам не встретилось. Поэтому мы считаем заслуживающим внимания исследование этого аспекта данной проблемы более подробно.

Цель исследования: исследование психологических осо­бенностей и мотивации спортивного поведения у туристов- спортсменов. Быстро и легко купить женский халат по самым приятным ценам, вы сможете на сайте ellinashop.ru

Материал и методы исследования. Обследование тури­стов (n=98, возраст 18-35 лет, 62 мужчины и 36 женщин) про­водилось в реальных условиях горных туристических похо­дов 1 категории сложности. Все участники походов имели спортивные разряды по туризму или другим видам спорта, имели медицинский допуск к занятиям, образование не ниже среднего, стаж занятий спортивным туризмом от нескольких месяцев до 10-15 лет. Применялся метод наблюдения, психо­логического интервьюирования, бесед. При изучении моти­вов туристской деятельности был составлен опросник, вклю­чающий утверждения, характеризующие следующие мотивы: ситуационные мотивы (случайно начал заниматься туризмом и втянулся); субмиссивные мотивы (подчинение сильному ли­деру); эстетические мотивы (стремление увидеть красоты при­роды и необычные места); мотивы гиперстимуляции (поиск новых ощущений, борьба со скукой); мотив преодоления труд­ностей, стремление повысить свою самооценку, быть членом команды; быть не таким, как все; достигнуть высоких спортив­ных результатов; гедонистическая мотивация (стремление до­стигнуть зоны душевного и физического комфорта). Для каж­дого мотива существовало 10 утверждений, положительные ответы на которые подвергались анализу. Была использована также «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере»

О.Ф. Потемкиной, состоящей из 80 вопросов, двух вариантов ответов, и содержащая 4 шкалы: ориентация на процесс, ори­ентация на результат, ориентация на труд и ориентация на день­ги. Обследованные спортсмены были разделены на возраст­ные группы и группы в зависимости от стажа занятий спортив­ным туризмом.

Результаты исследования. Ориентация на «процесс» больше характерна для лиц старшего возраста и большего ста­жа занятий туризмом, а «результат» в большей степени волну­ет молодых, тогда как существенной разницы в ориентации на «труд» и «деньги» в разных возрастных и группах и группах по стажу занятий не выявлено (табл. 1, 2).

Таблица 1

Показатели мотивации, выявленные по методу диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, по возрастным группам

 

Мотивация

<20 лет, n=26

 

 

25-29,9 лет, n=28

>30 лет, n=16

Среднее количество баллов по шкалам

«Процесс»

5,45

5,65

7,78

8,00

«Результат»

7,59

7,33

5,76

5,47

«Труд»

5,25

6,23

6,88

6,42

«Деньги»

4,82

4,73

3,80

5,23

 

Таблица 2

Показатели мотивации, выявленные по методу диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, по группам в зависимости от стажа занятий спортивным туризмом

Мотивация

<5 лет, n=46

5-9,9 лет, n=34

10 и более лет, n=18

Среднее количество баллов по шкалам

«Процесс»

4,46

5,76

7,98

«Результат»

7,98

6,33

4,76

«Труд»

5,35

6,11

6,22

«Деньги»

4,38

4,27

4,65

 

 

В таблицах 3 и 4 показана структура мотивации туристс­кой деятельности в разных возрастных группах и группах по туристскому стажу. Найдены различия в структуре мотивации в разных группах. Так, в возрасте 19-25 лет ситуационные мо­тивы занятия туризмом почти преобладают в общей структу­ре мотивов, отдавая первенство только мотиву достижения высоких спортивных результатов. В старшем возрасте преоб­ладающей мотивацией, помимо достижения высоких спортив­ных результатов, становится мотивация гиперстимуляции и гедонистическая мотивация. Именно это является признаком аддиктивности в структуре этой деятельности. Ситуационные мотивы с возрастом уменьшаются вдвое, а гедонистические - увеличиваются почти вчетверо, тогда как мотивации, связан­ные с личностными особенностями и стремлениями (выделить­ся, стать членом команды, эстетические) практически не из­меняются с возрастом. Субмиссивные мотивации с увеличе­нием возраста прогрессивно уменьшаются, а стремление дос­тигнуть высоких спортивных результатов - один из самых выраженных мотивов - достаточно высок во всех возрастных группах и существенно не различается.

06 сентября 2013 /
Похожие новости
Специфика отбора спортсменов для формирования команд спортивного туризма группе дисциплин «Маршруты». Часть 5
Специфика отбора спортсменов для формирования команд спортивного туризма группе дисциплин «Маршруты». Часть 4
Специфика отбора спортсменов для формирования команд спортивного туризма группе дисциплин «Маршруты». Часть 3
Специфика отбора спортсменов для формирования команд спортивного туризма группе дисциплин «Маршруты». Часть 2
Специфика отбора спортсменов для формирования команд спортивного туризма группе дисциплин «Маршруты». Часть 1
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: