Новые предложения по защите прав потребителей в сфере туристического обслуживания. Часть 1

Новые предложения по защите прав потребителей в сфере туристического обслуживания. Часть 1

Правоприменительная практика последних лет и со­бытия на туристском рынке нынешнего года показали, что нормативно-правовая база по защите прав потре­бителей в сфере туристического обслуживания на се­годняшний день не может в полной мере защитить права российского потребителя. Данные обстоятель­ства актуализируют необходимость совершенствова­ния правового регулирования рассматриваемых отно­шений, которое может идти по пути, как изменения от­дельных положений действующего законодательства, так и введение в Федеральный закон «Об основах ту­ристкой деятельности в Российской Федерации» (да­лее - Закон о туристской деятельности) положений, необходимых для правового регулирования новых от­ношений в сфере туристического обслуживания.

Во-первых, следует ввести в Закон положения, ка­сающиеся правового регулирования новых видов предпринимательской деятельности в сфере туризма и защиты прав потребителей. Это клубный отдых (тайм-шер) и экскурсионная деятельность.

Актуальность установления правового регулирова­ния клубного отдыха (тайм-шера) подтверждается об­ширной правоприменительной практикой. Так, в Управление Роспотребнадзора по Свердловской об­ласти поступали заявления от потребителей на отказ в возврате денег при добровольном расторжении дого­вора на предоставление права пользования курортной жилой площадью потребителями.

При изучении договорных обязательств между по­требителем и исполнителем выяснилось, что зачастую предметом договора является право пользования жи­лой курортной площадью, которое не регулируются Законом о туристской деятельности и Правилами ока­зания услуг по реализации туристского продукта в Российской Федерации.

Данные отношения регулируются Законом Россий­ской Федерации «О защите прав потребителей» и главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей возмездное оказание услуг. 

Пользуясь неосведомленностью потребителей, та­кие фирмы как «Уорлд-Трэвэлэр» и «Альфа-Трэвэл» принимали на себя обязательства обеспечить предос­тавление гражданам права пользования определенной договоров курортной жилой площадью на выгодных для себя условиях, то есть необоснованно удерживали с потребителей завышенные денежные средства в случаях расторжения договоров.

Зачастую, исполнители прописывают использование общей суммы договора, следующим образом:

-   оплата регистрации договора в финансовой службе курортов - 30%, в течение 3-х часов с момента подпи­сания договора;

-    оплата резервирования недель и изъятия курорт­ной жилой площади из оборота -40%, в течение 3-х часов с момента подписания договора.

Потребитель по данному договору получает только площадь для проживания, а в последующем понесет еще необходимые дополнительные расходы, превы­шающие расходы по договору, не менее чем в 2 раза (стоимость авиабилетов, въездная виза, медицинская страховка, питание и т.д.).

В этой связи понятие туристского продукта, исполь­зуемое в Законе о туристской деятельности должно быть расширено и включать услуги по аренде жилого помещения.

Говоря об экскурсии, как важной туристской услуги, необходимо отметить, что это один из основных ис­точников информации о месте пребывания туриста и самый эффективный способ формирования положи­тельного впечатления о посещаемом месте.

В Законе о туристской деятельности до сих пор от­сутствует термины и определения слов «экскурсия» и «экскурсионное обслуживание», что затрудняет защи­ту прав потребителей. То, что, к примеру, турфирма считает «экскурсионным обслуживанием», может не совпадать с представлением потребителя. Тоже каса­ется и абстрактной фразы в определении термина «экскурсовод», а именно «профессионально подготов­ленное лицо».

Более того, согласно Закону, организациям, осуще­ствляющим экскурсионное обслуживание на террито­рии РФ в течение не более 24 часов подряд не требу­ется финансовое обеспечение. Другими словами, За­кон разрешает заниматься экскурсионной деятельностью всем желающим. По сути, фирмы или частные лица, организующие и осуществляющие экс­курсионное обслуживание, не несут финансовой от­ветственности за жизнь экскурсантов и качество пре­доставляемой услуги, тем более, если не заключен договор.

Во-вторых, в Законе о туристской деятельности не­обходимо прописать порядок оформления претензий к качеству туристского продукта в стране временного пребывания туриста.

Практика показывает, что недобросовестные тури­стические компании включают в договоры с потреби­телями условие об обязательном приложении к пре­тензии протокола, подписанного представителем при­нимающей стороны и (или) оригиналов документов, подтверждающих изложенные в претензии факты - при отсутствии указанных выше документов претензия считалась не поданной, и не могла быть принята к рассмотрению».

В-третьих, назрела необходимость расширить пере­чень существенных условий договора о туристическом обслуживании за счет отнесения к ним иных условий, определяемых по соглашению сторон. Это может быть срок исполнения как договора в целом, так и срок ока­зания входящих в туристский продукт услуг.

В-четвертых, пробелом Закона о туристской дея­тельности является отсутствие в нем положений, ре­гулирующих вопросы детского туризма, а практика по­казывает, что необходимо правовое регулирование вопросов выезда групп детей за пределы Российской Федерации, осуществления авиационных и автомо­бильных перевозок детей по территории России.

03 сентября 2013 /
Похожие новости
Заключая договор с туристической фирмой, следует знать, что в случае возникновения существенных изменений обстоятельств каждая сторона имеет право потребовать переоформить или расторгнуть договор
Новые предложения по защите прав потребителей в сфере туристического обслуживания. Часть 2
Правовое положение российских туристов, находящихся за границей. Часть 3
Правовое положение российских туристов, находящихся за границей. Часть 2
Правовой статус российских туристов
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: