Геоэкологические основы природного паратуризма. Часть 5

Требования к объектам паралимпийских состязаний и сре­де проживания лиц с ограниченными возможностями, а также к территориям и природным объектам, обуславливающим слож­ность маршрутов ординарного туризма, позволили определить набор критериев и их параметры, на основании которых при­родная территория может быть оценена на предмет пригоднос­ти для паратуризма. В качестве примера рассмотрим велоси­педный паратуризм.

Значимыми для настоящего исследования характеристика­ми паралимпийского велоспорта являются длина дистанции (по­зволяет определить минимальный отрезок маршрута между дву­мя соседними остановками для кратковременного отдыха или ночевок) и параметры велосипедной трассы (указывают на кри­терии природной территории для веломаршрута). 

С 2002 г. соревнования проводятся, а велотрассы проекти­руются в соответствии с требованиями Международного Совета Велосипедистов (UCI), которые применяются к олимпийским объектам и используются одновременно на традиционных и спе­циальных играх. Согласно регламенту велосипедных соревно­ваний паралимпиады дистанции составляют от 500 и 1000 м (на треке) до 64 км (на шоссе). Для шоссейных гонок используются существующие автомобильные дороги и трассы. Приближенные к природным условиям маунтинбайк-трассы (горный велосипед) имеют протяженность около 5 км и перепады высот - до 200 м (4,7 км с перепадом высот 172 м в Эссексе (Англия, Олимпиа­да-2012). Средний продольный уклон трассы составляет 2°6'. Поперечный уклон виражей на треках обычно произволен: на Лондонском велодроме он составляет 12,5-42°, на других со­оружениях - от 32 до 49°

 

Ширина отдельной велосипедной дорожки для соревнова­ний не регламентируется. Сведения о велодорожках и велопо­лосах содержатся в ГОСТ Р 52766-2007  и Венской конвен­ции, которые устанавливают ширину велополосы в городе в 1,5 м, в стесненной ситуации - 0,8 м, в местах соединений двух полос или на разъездах - 1,2 м.

Велосипедный паратуризм по аналогии с традиционным аналогом может стать наиболее динамичным видом активного инвалидного отдыха, позволяющим преодолевать протяженные маршруты за короткие временные отрезки, перевозить снаря­жение на велосипеде, выбирать сложность маршрутов, комби­нировать тропы с дорогами, совмещать спортивную составляю­щую похода с осмотром достопримечательностей. Диапазон доступности дорог и троп для велотуриста очень широк и прак­тически совпадает с пешеходными направлениями.

Категории сложности ординарных велосипедных маршру­тов определяются по основным критериям: абсолютной высо­те территории, минимальному набору высоты, минимальной крутизне подъема. Для территории Сибири данные парамет­ры, соответствующие VI категории сложности, составляют, со­ответственно, 2500 м, 800 м, 12% на 500 м набора высоты. Параметры этой и более низких категорий сложности опреде­ляются согласно Методике категорирования велосипедных маршрутов в каждом конкретном случае по единому набору критериев. В частности, протяженность велосипедных марш­рутов I категории сложности не должна превышать 50 км, про­должительность - 3-4 дня.

Для соответствия условиям некатегорийности веломаршрут должен включать менее двух легких локальных препятствий. На переправах скорость течения не должна превышать 0,5 м/с, глу­бина - 0,5-0,6 м, ширина - 5м. Переправа преодолевается в седле или вброд. Перевальные взлеты (резкий набор высоты при прохождении перевала) не должны превышать 100 м по осы­пям, растительности, легким скалам, не требующими коллектив­ной страховки. В каньонах движение осуществляется по песку, гальке, траве, камням и осыпям без страховки, длина пути в ка­ньоне (вдоль прижима) 200 м. Вязкие заболоченные участки глу­биной 0,2-0,4 м проходят с индивидуальной страховкой. На осы­пях и моренах камни небольшие, крутизна склона 15-20°. Ка­менные завалы с камнями (валунами) средних размеров 1,0-1,5 м и уклоном 0-8%. Снежный (фирновый) покров неглубокий - 10-25 см, на ледовых участках - 10-15 см. Лес проходится по тропам или легко без них. Предпочтительны слабопересечен­ные местности со средними уклонами подъемов 4% и перепа­дами высот от 30 до 50 м.

Из приведенного материала очевидно, что на основании определенных подобным образом и систематизированных кри­териев и параметров географической обстановки с использова­нием стандартной географической информации, крупномасштаб­ных картографических материалов и результатов предваритель­ной рекогносцировки проектируемой для прокладывания пара- туристических маршрутов территории, возможно проводить де­тальную целевую оценку природных территорий.

Важным дополнением к перечню критериев и параметров для оценки природных территорий для паратуризма являются специальные критерии, требующиеся в случае инженерного обу­стройства маршрутов и троп, специально предназначенных для передвижения паратуристов на инвалидных колясках. Такие тро­пы пригодны также для лиц с другими приспособлениями для передвижения и для ординарных туристов. Специальные крите­рии определены согласно ГОСТ Р 53998-2010, СП 35-105­2002, СП 31-102-99, СП 35-101-2001, рекомендаци­ям по проектированию с учетом требований маломобильных групп населения. Одновременно с требованиями по обуст­ройству зданий и сооружений данные источники содержат нор­мативы по проектированию пешеходных маршрутов, придомо­вых территорий, скверов, садов, парков, рекреационных зон и т.д., что позволяет использовать содержащиеся в них крите­рии и показатели в качестве базовых при целевой оценке при­родных территорий. Например, к специальным критериям нами отнесены ширина дорожки в одном направлении (0,9 м), размер площадки для маневрирования (1,5 м х 1,5 м), продольный (8-10% на протяжении 10 м), поперечный (не более 2%) уклоны и покрытие (твердое без препятствий) полотна тропы, высота свободного пространства над коляской (не менее 1,5 м).

Существенный раздел исследования природного паратуриз­ма - оценка специфических рекреационных воздействий и по­тенциальных реакций на них природных систем. Он базируется на положении об обязательном обустройстве туристических маршрутов и троп как важнейшем условии возможности осуще­ствления путешествий для людей с ограничениями здоровья, а потому должном быть обязательно выполненным. Поэтому, учитывая особый статус и местности, и туриста, а также неиз­бежность инфраструктурного обустройства территории, рас­сматривать последнее необходимо с позиций геоэкологии и международных рекомендаций в соответствующей области. В частности инфраструктурные элементы должны планировать­ся и обустраиваться в гармонии с окружающими природными пространствами, не доминировать над ними, не располагаться в местах собой экологической значимости, не нарушать хода естественных процессов. Инфраструктурное обустройство, выполненное таким образом, содействует максимальному сни­жению негативных воздействий на компоненты природной сре­ды, повышению рекреационной емкости территории, ее рекре­ационной привлекательности для туристов с особыми требо­ваниями к пространствам пребывания, а следовательно, явля­ется основой создания уникальных инновационных туристско- рекреационных ядер, имеющих выраженную социальную и при­родоохранную ориентацию.

Таким образом, изучение и анализ отечественного и зару­бежного опыта паратуризма и тематической литературы показа­ли наличие ярких индивидуальных черт и особенностей турист­ско-рекреационной деятельности при ее осуществлении лица­ми с ограниченными возможностями здоровья. Отмечены отсут­ствие теоретических разработок в области инвалидного туриз­ма как досугового элемента их жизнедеятельности, а также край­няя неразвитость научно-методической базы для целевой оцен­ки природных территорий с учетом физиологических и сенсор­ных особенностей паратуристов. Вместе с тем проведенные эта­пы исследования позволили выделить концептуальные направ­ления теоретико-методических изысканий, обобщение и систе­матизация которых позволит сформировать цельную теорию паратуризма на природных территориях. В их числе осевые на­правления: терминология и классификация паратуризма; прин­ципы и критерии геоэкологической оценки природной террито­рии для организации паратуризма; виды, уровни и оценка воз­действий паратуризма на природные комплексы.

24 августа 2013 /
Похожие новости
Создание туристско-рекреационных зон на Северо-Западе столицы. Часть 4
Геоэкологические основы природного паратуризма. Часть 4
Геоэкологические основы природного паратуризма. Часть 3
Геоэкологические основы природного паратуризма. Часть 2
Геоэкологические основы природного паратуризма. Часть 1
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: