К проблеме обучения туристов-пешеходников преодолению естественных и искусственных препятствий

К проблеме обучения туристов-пешеходников преодолению естественных и искусственных препятствий

Долгое время туризм вообще, и пешеходный туризм в частности, отождествлялся с упражнени­ями рекреационного характера. В научной литера­туре практически отсутствовали работы, посвящен­ные исследованию его как вида спорта.

Существует ряд близких к пешеходному туриз­му видов спорта, таких как альпинизм, скалолаза­ние, горный туризм, в которых само их содержание представляет собой преодоление естественных препятствий горного ландшафта. В то же время прямой перенос способов обучения технике преодоления горных препятствий в процесс подго­товки туристов-пешеходников вряд ли оправдан, т.к. большинство этих препятствий не встречается в содержании спортивных маршрутов данного вида спорта.

В связи с этим, актуальность исследования определяется необходимостью научного обоснова­ния средств и методов обучения технике преодоле­ния естественных и искусственных препятствий (далее препятствий) туристов-пешеходников в ус­ловиях учебно — тренировочного процесса.

С этой целью нами решались научные задачи, основной направленностью которых было: система­тизация накопленных знаний в сфере подготовки туристов-пешеходников; изучение элементов базо­вой техники преодоления препятствий; обоснова­ние частных методик обучения техники преодоле­ния отдельных препятствий; обоснование структу­ры учебно-тренировочного полигона комплексной подготовки туристов-пешеходников.

Для решения первой задачи проводился ана­лиз соревновательной деятельности туристов-пе­шеходников на маршрутах I — II категории слож­ности, что соответствует начальному и базовому уровню подготовки, а также технических приемов, используемых при их преодолении. Кроме этого было проведено анкетирование 30 ведущих специ­алистов спортивного туризма.

Определение содержания базовой техники пре­одоления препятствий проходило путем сопоставле­ния данных анализа соревновательной деятельнос­ти и мнения специалистов спортивного туризма.

На основании выделенной базовой техники преодоления препятствий нами была разработана структура специализированного учебно-трениро­вочного полигона в естественных условиях, что обусловило решение второй задачи исследования.

В его состав вошли природные препятствия, отражающие характер преодоления всех типов ес­тественного рельефа, а также искусственные пре­пятствия, моделирующие условия преодоления ха­рактерных для пешеходного маршрута препятствий и базовых технических приемов, используемых при их прохождении.

Созданный нами специализированный учеб­но-тренировочный полигон представлял собой природную территорию, оборудованную 9-ю стан­циями, для каждой из которых был разработан пас­порт, в которой отражались следующие позиции: вид препятствия; решаемые учебные задачи; техни­ческая характеристика; оборудование; указания по мерам безопасности. Отличные туры в Карелию по самым низким ценам вы найдете на сайте super-tours.ru. Также на данном ресурсе имеется возможность подобрать отель и билеты онлайн.

В ходе решения третьей задачи осуществля­лось научное обоснование авторской методики обу­чения базовой технике преодолению препятствий, в условиях подготовки спортсменов-туристов на базе специализированного учебно-тренировочно­го полигона.

В основу данной методики легли следующие положения:

1.   Обучение базовой техники преодолению препятствий туристов-пешеходников следует прово­дить на специализированном учебно-тренировочном полигоне, включающем в себя набор необходимых естественных и искусственных препятствий, соот­ветствовать уровню начальной подготовки.

2.   В процессе начальной подготовки туристов - новичков формируется высокий уровень общефи­зической подготовленности.

3.   Перед началом практических занятий тури­сты овладевают определенным объемом теорети­ческих знаний, умений и навыков в сфере подготов­ки спортсменов в пешеходном туризме.

4.   Практические занятия имеет классическую структуру и состоят из подготовительной, основной и заключительной частей.

5.  Длительность отдельного занятия составля­ет 2,5 — 3 часа и зависит от метеоусловий, обеспе­ченности инвентарем и снаряжением, поставлен­ных задач.

6.   На практический курс занятия по обучению базовой технике преодолению препятствий отво­дится 48 часов. Итогом его является — туристский поход I категории сложности.

7.    Занятия проводятся с учетом специфики вида туризма.

8.   При обучении техническому приему преодо­ления отдельного препятствия вначале обращает­ся внимание на безопасность, а затем на формиро­вание собственно техники преодоления препят­ствия — по частям, по разделениям, в целом в замед­ленном и быстром темпе.

9.   После прохождения препятствия препода­ватель (тренер) объясняет ошибки, допущенные обучаемыми. Даёт рекомендации по работе над ошибками.

10.  Предоставлять возможность каждому тури­сту руководить прохождением препятствия.

11.   Совершенствование техники преодоления препятствий проводится комплексным методом с использованием полосы препятствий после сфор­мированное™ у каждого обучаемого техники пре­одоления каждого вида рельефа (только водных преград, только горного рельефа, только пересе­ченного равнинного). Далее создаются условия для комплексного преодоления препятствий на фоне физического утомления.

12.   Обязательное участие в соревнованиях по технике пешеходного туризма.

13.   Проведение практических занятий в лю­бую погоду.

Педагогический эксперимент проводился в два этапа. На первом этапе было проведено лабораторное исследование, на втором этапе — основной педагогический эксперимент. 

Лабораторное исследование проводилось с 1 октября 2008 г. по май 2009 г. Отличие экспери­ментальной методики занятий состояло в том, что на практических учебных занятиях по спортивному туризму, а именно по обучению базовой технике преодоления естественных и искусственных пре­пятствий контрольная группа (КГ) занималась по ранее используемой методике на необорудованной, равнинной местности (спортивной площадке, пар­ковой зоне), а экспериментальная группа по разра­ботанной нами методике в условиях оборудованно­го специализированного учебно-тренировочного полигона.

По окончании лабораторного исследования, для проверки эффективности разработанной мето­дики все туристы ЭГ и КГ были протестированы по показателям, характеризующим их уровень инди­видуальной и групповой технической подготовлен­ности по технике преодоления отдельных препят­ствий.

Результаты лабораторных исследований пока­зали высокую эффективность предложенного нами подхода.

Основной педагогический эксперимент про­водился с целью экспериментальной оценки эф­фективности разработанной нами методики в тури­стском спортивном походе II категории сложности по Украинским Карпатам.

Эксперимент проводился в два этапа. На пер­вом этапе испытуемые экспериментальной группы совершенствовали технику преодоления препят­ствий комплексным методом на туристской полосе препятствий в условиях СУТП. Туристы КГ зани­мались по ранее используемой методике, которая включала в себя кроссовую подготовку и спортив­ные игры. Занятия по технике туризма проводились в парковой зоне.

На втором этапе был проведен пеший турист­ский поход II категории сложности по Карпатам. За время похода участниками обеих групп было прой­дено 17 локальных препятствий (переправы, вер­шины, траверс) и 7 протяженных препятствий. В процессе преодоления данных естественных пре­пятствий нами было проведено тестирование тех­нической подготовленности туристов эксперимен­тальной и контрольной группы по технике преодо­ления естественных препятствий в реальных поход­ных условиях.

Полученные результаты исследования техни­ки преодоления естественных препятствий в ходе основного педагогического эксперимента свиде­тельствуют о том, что изменение показателей тес­тирования туристов экспериментальной группы по всем показателям достоверно лучше показателей испытуемых контрольной группы.

Таким образом, проведённые нами исследова­ния показали, что экспериментальная методика обу­чению базовой техники преодолению естественных и искусственных препятствий в условиях СУТП оказывает положительное влияние на интеграль­ную подготовленность, а именно на технику преодо­ления естественных препятствий в реальных поход­ных условиях.

05 июня 2013 /
Похожие новости
Совершенствование методико-технической подготовки туристов-спортсменов на пешеходных дистанциях различного класса сложности. Часть 2
Совершенствование методико-технической подготовки туристов-спортсменов на пешеходных дистанциях различного класса сложности. Часть 1
Геоэкологические основы природного паратуризма. Часть 4
Организация боевого слаживания в подразделении
Построение профиля местности по заданному направлению
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: