Туристы как потребители услуг и инициаторы развития городов-связей. Часть 1

Туристы как потребители услуг и инициаторы развития городов-связей. Часть 1

В современных условиях важную роль в экономике и об­щественной жизни играет туризм. Значимость туристского сектора определяется общим и частными эффектами. Час­тные эффекты образуются за счет услуг — слагаемых ту­ристского продукта. В частности, спортивно-оздоровитель­ные услуги положительно воздействуют на здоровье, услуги культуры способствуют повышению уровня развития потре­бителей. Город-связь идентифицируется как город, находящийся на пути между крупными городами (городами-полюсами) и выполняющий функции обеспечения проходящих через него туристов сопутствующими услугами и продукцией, а также выступающий потенциальной базой культурно-экскурсионного обслуживания. Следует отметить, что потребление туристского продукта может носить активный или активно-пассивный характер (чисто пассивный отдых предполагает лечение в санатории). Так назы­ваемые активные туристы во многих случаях проживают в палат­ках и сами готовят себе пищу. Активно-пассивные туристы оста­навливаются в гостиницах и пользуются услугами предприятий ресторанного хозяйства.

Туристы как потребители услуг и инициаторы развития городов-связей. Часть 1

Проявление активности наиболее присуще туристам с креа­тивным мышлением. Такие индивиды воспринимают путешест­вия не только в плане получения новой информации, но и как воз­можность проявить себя в нетрадиционной обстановке, которая способствует концентрации мышления и выработке новых идей.

Отличие туристских услуг состоит в том, что их оказание пре­дусматривает всевозможное перемещение. Во-первых, всегда передвигаются потребители (причем часто на довольно длитель­ное расстояние) к месту оказания услуг. Во-вторых, часто пере­мещаются продуценты услуг к месту их получения. Это касается субъектов, не причисленных к определенному туристскому пред­приятию, оказывающих разовые услуги. Кроме того, имеет место сезонная миграция трудовых ресурсов к территории (предпри­ятиям), где созданы условия для потребления туристских услуг. В-третьих, само туристское обслуживание предусматривает со­провождение туристов соответствующим субъектом на всем про­тяжении маршрута. Поэтому такой вид деятельности как туризм нуждается в логистическом управлении.

На логистических принципах основано как рациональное комплектование туристского продукта, так и эффективное уп­равление потоками туристов как видом человеческих потоков. Другими словами, логистическая концепция в туризме включает положения и традиционной, и сервисной логистики. Первые каса­ются формирования туристского продукта, вторые — управления потоками туристов. Самые лучшие отели Нижнего Новгорода по отличным ценам вы найдете на сайте azimuthotels.com

Общий эффект определяется потреблением всего туристского продукта. Он может выступать в форме суммарного, складывающегося из эффектов услуг, из которых он состоит. С другой стороны, общий эффект определяется правильным (с точки зрения морально-этических норм) проведением свободного времени индивидов и оценивается альтернативным ущербом, которые они могли бы нанести обществу, используя его по-другому (такой вариант скорее приемлем для оценки деятельности молодого поколения). Вышесказанное определяет необходимость социально-экономически оправданного комплектования туристского продукта. Важность его правильного формирования обуславливается и тем, что потребление продукта предполагает непосредственное взаимодействие туристов с субъектами услуг, составляющих продукт (не включая так называемые услуги-прелюдии). Это отличает процесс потребления туристских услуг от прочих, которые не всегда требуют личного контакта между продуцентом и потребителем. Уточним, что в традиционной логистике первичными потоками выступают материальные потоки, а остальные — кадровые, финансовые и информационные — играют по отношению к ним обслуживающую роль. При этом необходимо учитывать, что для некоторых туристов первичными могут выступить другие потоки, например, информационные. Но такой факт не меняет общих принципов приоритетности потоков в логистике (подчеркнуть данное положение вынудила нас статья С. Гусева: автор считает, что первичность потоков определяется этапом жизненного цикла). В отличие от традиционной, сервисная логистика нацелена на управление потоками потребителей продукции, услуг и природных благ, при этом остальные потоки, а именно: кадровые, материальные, финансовые, информационные — выступают в качестве сопутствующих. Поскольку логистика рассматривается как наука и практика управления потоками, а туристский продукт перемещаться не может, использование традиционной логистики носит виртуальный характер. В отличие от нее, сервиснологистическая деятельность вполне реальна и касается управления потоками туристов и обслуживающими их потоками.

Отличием туризма является то, что он представляет собой комплекс услуг, поэтому здесь правильнее вести речь о продукте (хотя допустимо говорить об услуге как совокупности услуг-элементов). Координация образующих продукт услуг обуславливает необходимость планирования (формирования) турпродукта. С точки зрения планирования возможно его рассмотрение в плоскости стадий традиционной логистики, когда в роли снабженцев выступают поставщики услуг, продуцентов — туроператоры, сбытовиков — турагенты.

Предоставление же туристской услуги (продукта) отличается от реализации традиционной логистической услуги, связанной с продвижением материалов в цепи поставок. При продвижении материалов звенья выполняют свои функции последовательно. Туристский же продукт, исключая процессы обустройства по приезде и организации отъезда, предполагает периодическое чередование (в большинстве случаев ежедневное) при оказании слагаемых-услуг. При этом оказание отдельной услуги, входящей в продукт, действительно можно рассматривать в виде последовательности действий, то есть технологической цепи или цепи операций.

Для активных туристов вести речь о цепи поставок услуг не вполне корректно. С некоторой оговоркой можно обозначить как цепь поставок (как уточняет, в частности, Т.Н. Одинцова, логистическая цепь поставок туристских услуг  предоставление продукта активно-пассивным туристам, когда те останавливаются в определенном месте не более, чем на сутки с одноразовым питанием в гостинице (так называемым «территориально несвязанным туристам»). При реализации продукта «территориально связанным туристам», то есть не меняющим место проживания в течение определенного периода, используется не логистическая цепь, а логистический куст. Именно такая форма связи поставщиков услуг с туроператором обеспечивает более полную их загрузку и является вариабельной, позволяя комплектовать разнообразные продукты в зависимости от вида туризма. Комплексность туризма определяет его связи с большим числом отраслей (видов деятельности). Его функционирование дает импульс их развитию и способствует доходности (указанный момент рассмотрен в ряде публикаций). Но мультипликативный эффект туризма проявляется не только в отраслевом, но и в ре­гиональном аспекте. Такой эффект непосредственно связан с ло­гистикой.

Здесь уместно обратиться к работам Ф. Перру и П. Потье. Первому принадлежит идея полюсов роста — центров экономического пространства, где размещаются предприятия лидирующих отраслей. Развивая данную теорию, второй из названных ученых показал, что тер­ритории, расположенные между полюсами роста (так называ­емые оси развития), за счет прохождения по ним грузопотоков получают импульсы роста в виде инноваций, образования допол­нительных объектов инфраструктуры и др. К сожалению, такое положение в традиционной логистике не получило должного раз­вития. Еще меньше внимания уделяется позитиву прохождения по территории человеческих потоков— по объектам управления сервисной логистики. Уточним, что оси развития, являющиеся руслами грузопотоков, носят естественный характер. Что касает­ся осей развития, выступающих направлениями движения турис­тов, то они могут рассматриваться как искусственные.

07 июня 2013 /
Похожие новости
Общие подходы к определению платных услуг, оказываемых в сфере туризма. Часть 4
Логистическая сервисная система в окружающей среде: миссия, цель и задачи. Часть 3
Логистическая сервисная система в окружающей среде: миссия, цель и задачи. Часть 2
Outsourcing as a Basis for Tourists Hotel Service in Tie-Cities. Часть 1
Туристы как потребители услуг и инициаторы развития городов-связей. Часть 2
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: