Обеспечение инфраструктурного и кадрового обеспечения инновационной деятельности в гостиничной сфере. Продолжение

Обеспечение инфраструктурного и кадрового обеспечения инновационной деятельности в гостиничной сфере. Продолжение

В сфере туристского и гостиничного образования действуют различные общественные организации, и большинство школ гостиничного менеджмента являются членами образовательных, туристских и гостиничных ассоциаций. Так, Всемирная туристская организация объединила 17 высших учебных заведений мира в единую систему подготовки мастеров бизнес-администрирования (МБА) Помимо школ при гостиницах и университетов гостиничного менеджмента в структуру инновационной системы входят также клубы по подготовке персонала в униформе, в том числе службы и клубы профессиональных консьержей и дворецких, где лидерами являются Нидерланды и Англия. Наиболее ярким примером инновационной инфраструктуры в сфере подготовки персонала в униформе является школа по обучению консьержей «Quintessentially» со штаб-квартирой в Лондоне и представительствами в Кейптауне, Гонконге, Дубае, Осло и Каннах.

Анализ совокупности исследовательских материалов А.В. Алексеенко, В.Е.Бикбовой, Е.Волковой, А.Дубко, Дж.И.Ким, Е.В.Ким, Л.В.Сакун Н.Е.Трофимовой позволяет оценить спектр инфраструктуры инновационной деятельности в мировой индустрии гостеприимства Как следует из представленного выше обзора, образование в гостиничной сфере во всем мире имеет схожие черты:

-     туристское образование разделяется по принципу превалирования в процессе обучения практики или теории;

-     в системах теоретической направленности делается акцент на практическом применении знаний и умений, большинство школ и университетов имеют интегрированную тренинговую базу для студентов;

-    наблюдается тенденция международного сотрудничества университетов в целях повышения качества подготовки специалистов.

Россия находится на уровне развитых стран по уровню образования населения. Именно благодаря образованию Россия занимает сегодня 57-е место в мире по уровню развития человеческого потенциала (Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Тем не менее, в последнее десятилетие стало очевидным, что российская система образования не удовлетворяет требованиям современного мира, многочисленные исследования показывают, что выпускники не владеют необходимыми практическими навыками, долго адаптируются в рабочих условиях.

По утверждению министра образования Российской Федерации А.А.Фурсенко перестройка системы профессионального образования в направлении повышения ее соответствия требованиям рынка и запросам образовательных услуг стала одним из ключевых направлений Программы модернизации российского образования. Ранее система российского профессионального образования строилась на трех уровнях, включавшая высшее, среднее профессиональное и начальное профессиональное образование. Модернизация системы профессионального образования основывается на ряде взаимосвязанных принципов: непрерывности профессионального образования, повышении его качества, обеспечении инвестиционной привлекательности и доступности качественного общего образования.

Что касается развития профессионального образования в туристской сфере, то быстрые темпы развития туристской индустрии в России обусловили появление большого количества учебных заведений. По данным Министерства образования РФ, в настоящее время кадры для туризма готовят более 300 высших и средних учебных заведений в

стране. Однако, по мнению экспертов в сфере туристского и гостиничного образования, несмотря на экстенсивный характер его развития, выделяется ряд проблем, связанных преимущественно с несбалансированностью рынков труда и образовательных услуг.

Проблемы российского профессионального образования, их характерные черты и последствия

Отсутствие мониторинга потребностей учреждений гостиничного бизнеса в специалистах различного профиля.

-       Избыток выпускающихся специалистов-менеджеров в соответствии с наличием вакантных мест по данной позиции;

-       невостребованность существенной доли специалистов;

-       снижение престижа профессии менеджера.

Отсутствие системы объективной рейтинговой оценки профильных учебных заведений.

-       Дезориентация молодежи при выборе учебного заведения. Отсутствие практико-ориентированного обучения в НПО, СПО, ВПО, чрезмерная академичность профильного образования при явном недостатке практических навыков.

-       Отсутствие системы привлечения к преподаванию работников гостиничных предприятий;

-       выпуск учебников и учебных пособий, составленных преподавателями, не имеющими практического опыта работы в туризме;

-       формальный характер курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов;

-       отсутствие практико-ориентированной образовательной инфраструктуры.

Недостаток в средних специальных учебных заведениях, готовящих работников гостиниц.

-       Всего 20% от общего количества обучающихся проходят подготовку для занятия позиции линейного персонала.

Отсутствие полного понимания со стороны отраслевого рынка в необходимости специального образования.

-       При явном дефиците квалифицированных кадров выпускники вузов занимают лишь третье место в кадровой структуре предприятий

Низкий профессиональный уровень выпускников учебных заведений.

-       Недостаток практических навыков выпускников; завышенные требовании выпускников к должности и заработной плате;

-       отсутствие осознания выбора профессии;

-       недостаток коммуникативных навыков и навыков продаж.

Непосредственно в сфере туристского и гостиничного образования

выдвигаются две системные проблемы: отсутствие практико­ориентированного образования, что приводит к низкому профессиональному уровню выпускников и отсутствие четких запросов рынка, как в количестве, так и в качественных характеристиках специалистов.

В данном контексте наблюдается практически полное отсутствие инновационной инфраструктуры в гостиничной индустрии России, за исключением единственной в этом роде учебно-тренинговой гостиницы в Москве. Как отмечает генеральный директор гостиницы А.В.Чернышев, деятельность гостиницы направлена на создание качественно новой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области гостеприимства, адаптированной к постоянно возрастающим требованиям со стороны туристов и соответствующей современным стандартам обучения, активно внедряющей лучший отечественный и зарубежный опыт в повседневную практику специалистов.

Тем не менее, как показывает практический опыт работы учебно­тренинговой гостиницы, сама инфраструктура гостиницы не может быть рассмотрена как инновационная в силу низко-затратной оснащенности, а также отсутствия современных информационных технологий в организации производства гостиничных услуг и отсутствия системного подхода в обучении. Этот существенный недостаток не позволяет в гостинице реализовать основную целевую функцию инновационной инфраструктуры - приобретение практических навыков и опыта с целью участия в дальнейшем в производстве конкурентоспособных и наукоемких, в том числе информационно и технически оснащенных гостиничных услуг.

Таким образом, по нашему убеждению, в настоящее время как таковая инновационная инфраструктура, включающая систему подготовки и переподготовки кадров в гостиничном бизнесе России, отсутствует, несмотря на все возрастающие требования со стороны потребителей гостиничных и туристских услуг и, следовательно, возникающие проблемы, связанные с потребностью повышения уровня квалификации действующих кадров и роста их инновационной составляющей.

И поэтому необходимость революционного перелома в сфере гостиничного образования и становлении инновационной инфраструктуры очевидна. По нашему мнению, основными мерами для этого должны стать повышение роли практической подготовки на базе инновационной инфраструктуры, в том числе учебных гостиниц и центров, использование интегрированной тренинговой базы и программ сотрудничества субъектов инновационного образования.

18 мая 2013 /
Похожие новости
Обеспечение инфраструктурного и кадрового обеспечения инновационной деятельности в гостиничной сфере. Начало
Механизм формирования конкурентных преимуществ в сфере гостиничных услуг. Начало
Проблемы развития туризма в РФ. Часть 2
Проблемы развития туризма в РФ. Часть 1
    Европейский опыт подготовки специалистов для индустрии гостеприимства и туризма
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: