Туризм в контексте глобализации и современного экономического кризиса

Туризм в контексте глобализации и современного экономического кризиса

Туризм называют «феноменом» ХХ1 в. вследствие интенсивности развития, глобальности охвата стран участников этого процесса, изменения стереотипов восприятия окружающего мира, формирования новых экономических отношений, как на мировом рынке, так и между отдельными странами и регионами.
Происходящие в мире процессы глобализации затронули и туризм. Глобализация рассматривается как процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Газовая горелка для активного отдыха и широкого применения по самой лучшей цене, вы найдете на сайте liders.ru
В туризме глобализация проявляется в процессе развития массовых видов отдыха, унификации услуг, концентрации капитала транснациональными компаниями, развития информационных технологий. В то же время глобализация оказывает и негативное воздействие на развитие туризма, так как при этом утрачивается национальное, культурное территориальное своеобразие. Перед лицом глобальных влияний растет осознание региональных интересов, что проявляется в противоположном глобализации процессе регионализации.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, стимулируя создание дополнительных рабочих мест, обеспечивая занятость и повышение качества жизни населения, что особенно важно во время экономического кризиса. Согласно мнению экспертов ООН, туристический бизнес в условиях кризиса быстро адаптируется по сравнению с другими областями экономики. В материалах Федерального агентства по туризму подчеркивается, что туризм обладает своими ресурсами и может стать донором для других отраслей экономики в условиях кризиса.

Международный туризм и глобализация

Доля туризма в мировом ВВП в различные годы неодинакова. В 2007г. эта доля составила 3,6 %, в 2008 г. она снизилась до 2,8 %, в 2009 г. увеличилась до 3,2 %, а в 2010 г. уменьшилась до 3,0 %. В настоящее время в сфере туризма занято почти 250 млн. чел. В глобальном масштабе доходы от туризма достигают 4 трлн. долл. Экспортные поступления от международного туризма в 2009 г. достигли 852 млрд. долл. США, а число прибытий туристов в 2010 г. выросло до 935 млн. чел.
Особенностью глобализации является и регионализация мировой экономики. Системной характеристикой глобальной экономики является внутреннее подразделение на регионы. Например, как видно из табл. 1, в сфере международной торговли туристическими услугами можно выделить 3 региона: Европу, Азию и Океанию, Америку. По мнению специалистов, эти регионы и в будущем будут оставаться лидерами по количеству туристских прибытий.

Одна из характерных черт глобализации концентрация капитала в руках крупных транснациональных монополий. В туризме этот процесс находит выражение в деятельности туристских транснациональных компаний (ТНК).
Вместе с тем отмечается тенденция к включению МТ в экономику принимающей страны путем привлечения местной рабочей силы, использования местных материалов, мультипликативного эффекта от развития туризма. В этом случае МТ увеличивает ВНП страны реципиента, способствуя ее экономическому развитию.
Процессы глобализации приводят к стиранию национальных отличий, потере индивидуальности и самобытности, этнической идентификации, что особенно негативно сказывается на развитии отдельных видов рекреации и туризма. Сохранению разнообразия дестинаций, их местной специфики, способствует обратный глобализации процесс регионализация.
Регионализация характеризуется как развитие, укрепление экономических, политических и иных связей между областями или государствами, входящими в один регион; возникновение региональных объединений государств. Регионализм определяется как подход к рассмотрению и решению экономических, социальных, политических и других проблем под углом зрения интересов и потребностей того или иного региона.
Равнозначность глобального и регионального векторов современного международного туризма делают его уникальным и мощным фактором экономического развития на разных иерархических уровнях. Используя преимущества двух главных тенденций развития мирового хозяйства, международный туризм наглядно демонстрирует преимущества применения регионального подхода в условиях глобализации, при котором культурная самобытность местных обществ и уникальность регионов превращаются в специфический и одновременно востребованный массовый туристский продукт.
Глобализация рассматривается как одна из причин развития современного экономического кризиса. Экономический кризис 2008-2009 гг. оказал негативное влияние на туристские потоки во всем мире. Количество туристских прибытий в 2009 г. сократилось на 4,3 % по сравнению с 2008г. и составило 880 млн. чел. Падение коснулось всех регионов, за исключением Африки, где рост составил 3 %. Больше всего туристов (10 %) потеряла Европа. Рынки Центральной Южной Америки упали примерно на 5 %, в основном из-за спада спроса в США.
Основные причины уменьшения количества туристских прибытий в 2009г. экономический кризис и эпидемия гриппа A(H1N1). Среди других негативных факторов ослабление валют некоторых государств АТР, а также политическая нестабильность в Таиланде, одного из самых популярных туристских центров региона.
Для борьбы с последствиями экономического кризиса ЮНВТО создала комитет по восстановлению туризма. Цель работы комитета анализ воздействия кризиса на туриндустрию, а также разработка рекомендаций по восстановлению сектора мирового туризма.
В 2010 г. по сравнению с другими отраслями и сферами деятельности, туризм показал способность к быстрому восстановлению. Въездной туризм в мире в 2010 г. вырос на 6,7 % (на 58 млн. чел.) по сравнению с 2009 г. и составил 935 млн. чел. Тенденция к росту потока туристов затронула все без исключения регионы, но больше всего развивающиеся страны (на 8 % больше, чем в 2009 г.). В Европе, серьезно пострадавшей весной 2010 г. от извержения исландского вулкана, этот показатель составил 471 млн. чел. на 3 % больше, чем в предыдущем году. По прогнозам ЮНВТО в 2011 г. рост количества международных туристских прибытий увеличится до 45 %.

26 апреля 2013 /
Похожие новости
Анализ деятельности туристских фирм в Республике Бурятия
Туристский рынок России в условиях глобализации и современного экономического кризиса
Развитие Туризма в г.Казани. Часть 2
Некоторые проблемы инвестиционной деятельности в туристской отрасли российской экономики  
    В статье рассматривается национальный рынок международных туристских услуг. В качестве примера детально анализируется туристский рынок Греции — его содержание, история развития с
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: