Проблемы развития туризма в РФ. Часть 1

Проблемы развития туризма в РФ. Часть 1

В принятой Правительством РФ концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития России в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.

Статистические данные последних лет свидетельствуют о положительной динамике основных показателей туристской деятельности в России. В текущем году, в условиях кризисных явлений, внутри страны отдыхали более 32 млн россиян (рост к уровню прошлого года 1,6%), за границу выехало 3,9 млн российских туристов (снижение в среднем — 15%), в том числе в странах дальнего зарубежья отдыхало около 2 млн. человек (снижение составило в среднем 20%). Доля туризма в ВВП страны составляет около 3,0%. В индустрии туризма и гостеприимства занято более 1 млн человек трудоспособного населения страны. В результате, несмотря на наличие кризисных явлений, удалось создать условия для отдыха российских граждан и сохранить рабочие места в отрасли. В отличии от отдыха в России, большую популярность начинает набирать различное проведение свадеб и всевозможного отдыха за рубежом.  Например, просмотреть фото свадьбы на Мальдивах можно на сайте justtour.ru

Основная задача отрасли — закрепить наметившуюся положительную тенденцию на рынке внутреннего туризма и сосредоточить усилия на развитии туристско-рекреационного потенциала российских регионов. Россия обладает уникальными природными ресурсами и культурно-историческим наследием, позволяющим развивать практически все виды туризма. По данным ежегодного отчёта Всемирного экономического форума наша страна занимает по числу природных объектов 5е место из 133 стран, по культурным — 9е. При эффективном использовании имеющихся возможностей и планомерном развитии туриндустрии, по прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 году Российская Федерация может войти в первую десятку самых популярных туристских стран и принимать до 40 млн иностранных и 48 млн российских туристов.

На сегодняшний день предпочтения россиян распределились следующим образом:

38% — предпочитают пляжный отдых;

20% — путешествуют с культурнопознавательными целями;

18% — выбирают деловой туризм;

8% — увлекаются спортивным и экстремальным туризмом;

7% — отдыхают с оздоровительными целями.

Все большей популярностью стали пользоваться круизный (3%) и сельский туризм (2%).

Растет интерес к поездкам по экологическим маршрутам.

Минспорттуризмом России совместно с общественными организациями, транспортными компаниями и предприятиями туристской сферы был предпринят ряд мер, позволивших обеспечить доступность отдыха россиян в период летнего высокого сезона. Положительный эффект для развития внутреннего туризма получен от принятия правительственных мер по субсидированию 50% стоимости авиационных пассажирских перевозок для жителей Дальнего Востока (постановление Правительства РФ от 17 марта 2009 года № 231). Федеральным агентством воздушного транспорта были заключены договоры на осуществление перевозок по указанным направлениям с ведущими авиакомпаниями страны («Аэрофлот», «Трансаэро», «Россия», «Якутия», «Сибирь», «Владивосток авиа» и «Алроса»).

Минспорттуризмом России в 2009 году был принят целый ряд законодательноправовых актов, направленных на развитие туризма.  Внесенные изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» позволили муниципалитетам развивать туристскую инфраструктуру и предусматривать в своих бюджетах средства на развитие туризма в своем регионе, что весьма расширило возможности и малых городов для активизации туристской сферы.

На обустройстве пляжных территорий курортных городов позитивно отразились изменения земельного законодательства. Передача земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность позволила более эффективно развивать пляжный отдых и повысить качество предоставляемых услуг.

Положительный эффект получен от внесения изменений в федеральный закон, регулирующий порядок выезда и въезда в Российскую Федерацию, существенно упростивший визовые формальности для иностранных туристов, прибывающих в Россию на паромах. Отмена въездной визы для посещения туристских центров нашей страны на срок до 72 часов способствовала росту туристских прибытий в портовые города и близко расположенные к ним туристские центры. Принятые изменения в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан в Российской Федерации упростили процедуру регистрации туристов, что позволило снять обоснованные недовольства с их стороны.

Проблемы развития туризма в РФ. Часть 1
Министерством ведется работа по подготовке изменений в федеральный закон № 132 по определению классификации объектов туристской индустрии и проекта постановления Правительства Российской Федерации о введении Государственной классификации объектов туристской индустрии. Классификация позволит создать унифицированную систему требований по качеству и безопасности предоставляемых туристских услуг и позволит потребителям осуществлять их компетентный выбор. Компании, оказывающие туристские услуги по размещению, организации пляжного и горнолыжного отдыха, смогут привести техническое состояние туристских объектов в соответствие с современными требованиями, более активно позиционировать и продвигать их на внутреннем и международном рынках, а также обеспечивать потребителей необходимой и достоверной информацией.

 

Для эффективного проведения классификации необходимо провести масштабную работу по подготовке и аттестации экспертов с использованием потенциала туристских вузов, на базе которых можно наиболее эффективно организовать обучение и подготовку экспертов системы.

Принятые меры важны для внутреннего и въездного туризма, а также для роста численности российских и иностранных туристов, путешествующих по внутренним туристским маршрутам.

Существуют, к сожалению, проблемы, сдерживающих развитие туристской сферы: недостаточно развитая туристская и транспортная инфраструктура, низкое качество и высокая стоимость услуг, малоэффективная пропаганда и отсутствие новых узнаваемых брендов, несовершенство системы подготовки кадров.

Кадровое обеспечение отечественной индустрии туризма является недостаточным как в количественном, так и качественном отношении, и не позволяет создавать конкурентоспособный туристский продукт. Создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, системы непрерывного обучения позволит получить необходимые современному туристскому бизнесу кадры.

 Особое внимание уделяется устранению перекоса в структуре подготовки специалистов, которая на сегодняшний день характеризуется нехваткой специалистов среднего звена и обслуживающего (линейного) персонала. Подготовка востребованных на рынке труда специалистов всех уровней профессионального образования предусматривает определение перечня необходимых рынку труда профессий, разработку квалификационных требований к этим профессиям, оформление требований в виде профессиональных стандартов, разработку на их базе образовательных программ различных уровней и введение систем сертификации персонала (их квалификации или компетентности).

Необходимо провести мониторинг спроса и предложения на рынке труда, чтобы определить профессиональноквалификационную структуру потребности в рабочей силе. На федеральном и региональном уровнях необходимо разработать прогноз спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в рамках профессиональных квалификационных групп, видов экономической деятельности, а также укрупненных специальностей в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию.

Таким образом, для кадрового обеспечения туристской индустрии необходимо осуществить следующие мероприятия:

•     провести анализ потребностей рынка труда в кадрах новых специальностей и профессий и внести дополнения и изменения в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДПР);

•    разработать по новым профессиям квалификационные требования и создать раздел «Квалификационные характеристики должностей работников туризма» в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих;

•    принять профессиональные стандарты по профессиям работников туристской индустрии на основе новых подходов, разработанных и внедряемых Национальным агентством развития квалификаций РСПП (Макет профессиональных стандартов, положение о профессиональных стандартах и т.д.);

•    разработать отраслевые квалификационные уровни и пути их достижения для включения в Национальную рамку квалификаций и Национальную систему квалификаций.

Отраслевая рамка квалификаций предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, предприятий, образовательных организаций, граждан) и позволяет разработать систему сертификации персонала (квалификации персонала и компетентности), которая может быть распространена на выпускников всех уровней профессионального образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Сертификация персонала рассматривается сегодня как средство создания условий равного доступа граждан к отраслевым рынкам труда и повышению правовой защищенности работников при проведении аттестации, как средство повышения качества рабочей силы. Работы в области развития сертификации персонала осуществляются в четырех направлениях:

I.      Сертификация персонала различных видов экономической деятельности

II.     Сертификация организаций по результатам их деятельности по развитию персонала (сертификация кадрового менеджмента)

III.   Сертификация квалификации выпускников учреждений профессионального образования.

IV.    Сертификация управляющих (директоров предприятия)

Работодатели сейчас выдвигают новые требования к персоналу с точки зрения его компетентности. Эти требования находят отражения в профессиональных стандартах, разрабатываемых с учетом необходимых квалификационных уровней подготовки и являющихся основой для разработки и совершенствования образовательных стандартов и программ.

В качестве основы для новых профессиональных стандартов и раздела в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих необходимо использовать Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии, утвержденные постановлением Минтруда России № 8 от 17 мая 1999 года. Документ был разработан на основе исследований, выполненных в рамках Проекта ЕС/ ТАСИС EDRUS 9510 «Укрепление учебной базы для индустрии туризма», и унифицирован с европейскими требованиями к работникам сферы туризма и гостиничного бизнеса.

На основе соглашения о взаимодействии Минобрнауки России и Российского союза промышленников и предпринимателей от 25 июня 2007 года учреждено Национальное агентство развития профессиональных квалификаций, задачами которого являются:

1)   формирование и актуализация нормативноправовой базы в области развития профессиональных квалификаций по разработке профессиональных стандартов и системы сертификации персонала;

2)   содействие созданию отраслевых структур по видам экономической деятельности, которые позволят формировать и актуализировать основные требования к профессиям;

3)   внедрение систем профессиональных стандартов и сертификации персонала.

Важным элементом образовательного процесса должны стать программы повышения квалификации преподавательского состава, в частности программа «Обучение обучающих». Большее внимание следует уделять практическим занятиям, расширению базы для прохождения студентами стажировок в организациях туристской сферы, — в гостиницах, предприятиях питания, экскурсионных бюро, турагентствах и туроператорских компаниях и др.

Существенный прорыв в развитии туризма возможен лишь при условии системного эффективного государственного управления и активной инновационной работы бизнеса на местах. В ряде регионов такая работа уже проводится, в том числе в рамках реализации региональных стратегий и целевых программ развития туризма. Такие программы позволяют концентрировать и рационально распределять бюджетные средства для решения первоочередных проблем социального и экономического развития территорий. Туристская отрасль должна сыграть важную роль в обеспечении устойчивого социальноэкономического развития большинства регионов нашей страны и являться существенным источником дополнительного, а иногда и основного дохода населения, проживающего в регионах с низким уровнем ВРП. Развитие региональной туристской сферы может стать одной из главных бюджетообразующих отраслей, способствующей диверсификации экономики и увеличения занятости населения, в том числе и смежных видов экономической деятельности. Особенно это актуально в условиях экономического и финансового кризиса.

Важнейшей задачей государства в сфере туризма была и остается задача развития современной туристской инфраструктуры, создание условий для привлечения инвестиций и активная пропагандистская кампания туристских возможностей страны.

В Тунисе в результате реализации государственных мер по стимулированию инвестиций в туристскую инфраструктуру поток иностранных туристов вырос в 3,5 раза и составил около 7 млн человек в год, а выручка сектора туризма увеличилась до 4 млрд долл. в год.

19 апреля 2013 /
Похожие новости
Общие подходы к определению платных услуг, оказываемых в сфере туризма. Часть 2
Обеспечение инфраструктурного и кадрового обеспечения инновационной деятельности в гостиничной сфере. Продолжение
Проблемы развития туризма в РФ. Часть 2
Развитие туризма в Республике Тыва. Часть 2
Некоторые проблемы инвестиционной деятельности в туристской отрасли российской экономики  
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: