Модель сегментации регионального рынка спроса в познавательном туризме

 

Модель сегментации регионального рынка спроса в познавательном туризме

В настоящее время в туризме развиваются и функционируют многочислен­ные методические приемы сегментации рынка спроса на туристские продукты и услуги, которые могут быть разделены на несколько относительно самостоятель­ных и однородных групп:

-    по географическим (природным, территориальным) признакам;

-    по направлениям (видам) туризма;

-    по структурам потребителей туристского продукта;

-    по свойствам (типам, уровням, статусу) рекреационных ресурсов турист­ского комплекса территории;

-    по внешним факторам (местоположение ареала спроса, а также политиче­ские, экономические, экологические факторы).

При анализе факторов, определяющих спрос в любых направления туризма,

выделяется следующая иерархическая группировка: спрос местных жителей, региональный спрос и международный спрос. Кроме того, спрос сильно зависит от иерархии самих туристских комплексов и объектов, а также от уровня развития туристского комплекса территории.

 

В самой базовой структуре отдыха любого уровня могут одновременно су­ществовать нескольких функциональных рядов (целей), не изменяющих логику базовой модели отдыха.

наполнение базовой модели отдыха палитрой конкретных форм и видов от­дыха соответствующих циклов, как правило, приводит к кажущемуся рассыпанию самой модели на относительно хаотичный набор отдельных возможных видов и направлений реализации рекреационных потребностей человека. Такие тенден­ции обусловлены, прежде всего, высокой взаимозаменяемостью видов занятий при решении конкретных рекреационных задач и иными - не рекреационными - причинами (например, отсутствием времени, мест, финансов и др.). Ключевую роль здесь играют структура и уровень туристского комплекса территории, от­сутствие его приводит к тому, что индивиду необходимо решать рекреационные задачи самостоятельно. При этом организаторы туризма стремятся выявить важ­ность влияния как отдельных факторов, так и комплекса тех или иных факторов на принятие решения при организации отдыха.

На основе от типологии и структуры туристско-рекреационных ресурсов лю­бого региона, являющихся основным ресурсом индустрии туризма как для мест­ных жителей (определенных сегментов, например растущего молодого поколе­ния, третьего поколения («второе открытие края»)), так и для туристов из других регионов, возможно выделение некоторых их показателей и связей со спросом в туризме региона. Соответственно его определенное профилирование, выделение сильных (одновременно индивидуальных) сторон в развитии туристского ком­плекса территории, а также формирование рекреационного пути индивида.

Так, в нижегородской области, помимо разнообразного природного потенци­ала, насчитывается около 4 000 памятников историко-культурного наследия раз­личной типологии и иерархии. Значительная часть этого потенциала сохранена и используется по своему назначению (освященные родники, священные рощи), а религиозные комплексы активно реставрируются, ремонтируются и становятся действующими центрами духовности и туризма. Это огромное культурное насле­дие становится основным туристским ресурсом территории в развитии опреде­ленных направлений тематического туризма.

В контексте исследования туристско-рекреационного потенциала историко­культурного наследия нижегородской области как одного их основных компо­нент туристского комплекса территории, выявления его рекреационных характе­ристик, пространственных закономерностей и типологии в структуре ресурсного потенциала туристского комплекса территории проведены исследования по выяв­лению предпочтений туристов при реализации своих культурно-познавательных потребностей. Исследование проводилось среди респондентов, проживающих в границах территории туристского комплекса, среди внутреннего по отношению к туристскому комплексу ареала спроса. Фактически исследовалась первая иерархическая группа туристов - местное население - и ее потенциал спроса на конкретные направления туризма.

Исследование касалось выяснения предпочтений (факторов и критериев) среди опытных туристов в выборе тех или иных историко-культурных объектов для реализации своего комплекса культурно-познавательных рекреационных по­требностей в рамках базовой модели отдыха - от уровней выходных и до отпуск­ных циклов.

Инструментом исследования выбрано анкетирование.

Предварительно туристский рынок был сегментирован по основным категори­ям потребителей. Были выбраны две наиболее массовые и активные группы тури­стов по возрасту: 20-26 лет и 29-46 лет, - обладающие следующими основными характеристиками: имеющие опыт путешествий (1-2 раза в год), имеющие средний достаток, имеющие семью. Общее число опрошенных составило 1 300 человек.

Прежде всего результаты исследования позволили выявить устойчивые свя­зи типологии исследуемого комплекса основных объектов с предпочтениями ту­ристов при реализации своих культурно-познавательных потребностей уровня выходного цикла базовой модели отдыха. Сегментация предпочтений туристов при реализации их культурно-познавательных потребностей по отношению к ти­пологическому комплексу историко-культурного наследия проводилась по терри­тории Нижегородской области.

Результаты исследования показали, что выявляются тесные и устойчивые связи в определенных группах основных объектов историко-культурного насле­дия. Фактически исследования позволили выстроить определенный типологиче­ский ряд историко-культурных объектов, которые характеризуется весьма раз­личными приоритетами в реализации культурно-познавательных потребностей респондентов и, соответственно, различным спросом, причем в обеих группах респондентов: от административных зданий и мемориальных могил до усадеб­ных и монастырских комплексов, от самых низких до самых высоких предпочте­ний соответственно.

Значительная численность выборки и ее представительность (охвачен прак­тически весь типологический ряд объектов историко-культурного наследия об­ласти) позволяет считать полученные результаты репрезентативными не только для территории исследования, но и в целом для любого крупного региона, харак­теризующегося общностью исторического, культурного, образовательного, наци­онального и религиозного развития.

Анализ наиболее предпочтительной продолжительности рекреационных за­нятий с культурно-познавательными целями в рамках ступеней базовой модели отдыха показал, что наиболее популярны выходные и более продолжительные циклы (например, праздничные) базовой модели отдыха (40 и 30 % соответствен­но). Ежедневные циклы рекреационных занятий при реализации культурно-по­знавательных целей составили менее 15 % в ответах респондентов.

Таким образом, фактически подтверждается положение, согласно которому ежедневные циклы рекреационных занятий в основном посвящаются физическо­му и психологическому восстановлению и развитию индивида.

Исследование приоритетов выбора форм организации культурно-познава­тельных путешествий во многом новы. Исследование показывает, что организо­ванные культурно-познавательные путешествия (54 % с гидом и экскурсоводом) лишь немногим превосходят самостоятельные (46 %).

Такие результаты подтверждают очевидный в последние годы опережающий рост предпочтений в организации и проведении самостоятельных культурно-по­знавательных путешествий по сравнению с их традиционными формам проведе­ния. Такие тенденции свидетельствуют о росте информированности, оснащен­ности, мобильности, подготовленности активных и опытных групп туристов к самостоятельному решению своих культурно-познавательных рекреационных за­дач, с одной стороны, и готовности отрасли к открытому рыночному предостав­лению рекреационных услуг индивидуальному потребителю, с другой стороны.

В выборе приоритетов использования тех или иных объектов историко-куль­турного наследия в решении культурно-познавательных потребностей исклю­чительная роль принадлежит типологической структуре туристского комплекса территории. Причем, как свидетельствуют исследования, важна как иерархия структурного комплекса, так и полнота иерархического ряда основных объектов историко-культурного наследия. Последний показатель значительно расширя­ет возможности выбора, возможности взаимозаменяемости и возможности до­полнения, что в целом складывается в весьма важный показатель устойчивого и определенного приоритета.

Полученные данные позволяют предложить качественную шкалу приорите­тов на основе численных показателей выборки с использованием стандартных статистических методов. В данном исследовании группировка показателей про­водилась по коэффициентам корреляции с теснотой связей в группах от 0,75 и выше.

Экспертно были установлены количественные пределы приоритетов тех или иных типов объектов историко-культурного наследия в решении рекреационных культурно-познавательных потребностей на основе линейной шкалы. Такое до­пущение не совсем корректно, так как известно о нелинейном характере связи «стимула и эффекта», однако в рамках регионального типологического разноо­бразия историко-культурного комплекса территории исследования линейная мо­дель является оправданной.

Сопоставляя ступени предпочтений и ресурсный историко-культурный по­тенциал территории, можно сделать вывод, что туристский спрос создают ресур­сы большого города или столицы, если территория обладает ресурсам старинных произведений архитектуры, каменных усадеб, купеческих домов, монастырских комплексов.

Основной тип историко-культурных ресурсов - монастыри - формируют видовую цепочку интерпретации туризма: культурно-познавательный - религи­озный - светское паломничество - паломничество. Поэтому очевидно, что в вы­явленной цепочке предпочтений «храм» как сооружение создает первую ассоци­ацию с образом России.

 

13 апреля 2013 /
Похожие новости
Общие подходы к определению платных услуг, оказываемых в сфере туризма. Часть 3
Создание туристско-рекреационных зон на Северо-Западе столицы. Часть 4
Создание туристско-рекреационных зон на Северо-Западе столицы. Часть 2
Формирование маркетинговой стратегии курортно-туристского комплекса региона. Часть 4
Формирование маркетинговой стратегии курортно-туристского комплекса региона. Часть 1
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: