Способы образования новых землевладений и землепользовании

 

Способы образования новых землевладений и землепользовании

Новые землевладения и землепользования сельскохозяйствен­ного назначения могут образовываться на землях: специального фонда; фонда перераспределения; фонда переселения; переданных в ведение сельской (поселковой) администрации (в черте и за чертой населенных пунктов); реформируемых сельскохозяйственных предприятий.

Основная задача межхозяйственного землеустройства при об­разовании новых землевладений и землепользовании на землях специального фонда заключается в формировании этого фонда за счет земель, используемых не по целевому назначению, неэффек­тивно используемых, а также выбывших из оборота или переве­денных в разряд менее ценных угодий. До составления проекта межхозяйственного землеустройства проводят инвентаризацию всех земель района, определяют земли, которые войдут в специ­альный фонд. Инвентаризация проводится систематически и может иметь вид самостоятельных землеустроительных работ.

Фонд перераспределения формируется с помощью схемы пере­распределения земель административного района. Аналогичная схема может составляться и по отдельным хозяйствам, имеющим большие площади.

 

Схема должна обеспечивать местную (районную) администра­цию необходимой информацией для оперативного изъятия и предоставления земель.

Содержание схемы перераспределения земель включает:

·        определение размера и размещение земельных угодий и участ­ков, включаемых в фонд перераспределения;

·        установление потребности в земле для развития личного подсобного хозяйства, организации крестьянских хозяйств, коллек­тивного садоводства, огородничества, индивидуального жилищ­ного строительства и других целей;

·        распределение земель фонда между новыми землевладельцами и землепользователями;

·        оценку земель фонда, определение их качественных, количе­ственных характеристик и нормативов для установления земель­ного налога, арендной платы за землю, различных компенсаци­онных платежей;

·        установление режима и условий использования земли;

·        разработку мероприятий по инженерному обустройству терри­тория и развитию необходимой инфраструктуры.

В ходе межхоэяйственного землеустройства на землях, передан­ных в ведение сельской администрации, устанавливают черту сель­ских населенных пунктов, определяют перспективы развития личного подсобного хозяйства, местоположение и площади зе­мель для сенокошения и выпаса скота, огородничества и садо­водства, индивидуального жилищного строительства и др. Про­изводится отграничение земель, переданных в ведение местной администрации в натуре.

Предоставление земель реформируемых сельскохозяйственных предприятий — колхозов, совхозов и др. — работникам, выходя­щим из их состава и пожелавшим вести самостоятельное крес­тьянское хозяйство, проводится на основе соответствующих про­ектов межхозяйственного землеустройства реорганизуемых хо­зяйств и проектов отвода земель конкретным собственникам.В проектах отвода земель нужно определить границы, пло­щадь землевладения, режим и условия использования выделяе­мого земельного участка, получить исходные данные для уста­новления земельного налога.

 

В целях создания равных условий хозяйствования новым зем­левладельцам следует выделять земельные участки, оценка кото­рых по плодородию и местоположению не ниже средней када­стровой оценки земель по хозяйству в целом.

Основные виды и содержание работ по межхозяйственному землеустройству в условиях реформирования земельных отноше­ний представлены на рис. 16.

При размещении крестьянских хозяйств и их групп на землях специального фонда, фонда перераспределения и фонда переселения руководствуются следующими принципами:

1. Интенсивные производственные типы крестьянских (фермерских) хозяйств (овощеводческие, свекловодческие, молочно-картофелеводческие и др.) следует размещать недалеко от мест реализации продукции (районных центров, крупных населенных пунктов); хозяйства, производящие малотранспортабельную ско­ропортящуюся продукцию, — вблизи дорог с твердым покрытием.

2. Выделяемые земельные массивы по площадям, составу уго­дий, их качеству, местоположению, форме, конфигурации, раз­мещению границ должны обеспечивать благоприятные условия для производственной деятельности крестьянских хозяйств в со­ответствии с их специализацией, технической оснащенностью, размерами, не вызывая неудобств в использовании расположен­ной рядом общественной земли и недостатков землевладения и землепользования (дальноземелье, чересполосица, вклинивание). Желательно выделять земли по возможности в одном месте, компактные, удобно расположенные относительно хозяйствен­ных центров, водоисточников, дорог.

3. За крестьянскими (фермерскими) хозяйствами должны за­крепляться все виды угодий, размещаемых в пределах их земель­ных массивов или тяготеющих к ним, объекты социальной и производственной инфраструктуры (дороги, лесные полосы, по­левые станы, гидротехнические сооружения и др.) за исключени­ем тех, которые имеют межхозяйственное или общехозяйствен­ное значение. Массивы земель должны также включать и несель­скохозяйственные угодья, создающие нормальные условия для отдыха и жизнедеятельности людей, сохраняющие природу (участки леса и кустарников, болота, водоемы и др.).

4. Однотипные по специализации, а также ,'йхнологически взаимосвязанные сельскохозяйственные предприятия в целях со­здания условий для кооперирования, организации совместных пунктов по первичной переработке сельскохозяйственной про­дукции и ее хранению, других элементов межхозяйственной ин­фраструктуры необходимо размещать на одном массиве или на небольшом расстоянии друг от друга.

5. Земли крестьянского хозяйства желательно удобно распола­гать по отношению к местожительству крестьянина и различным инженерным сетям, обеспечивающим нормальное функциониро­вание хозяйства (линиям электропередачи, теплосетям, газо- и водоснабжению, телефонным линиям).

При формировании землепользовании крестьянских хозяйств на основе аренды должна быть предотвращена обезличка в использо­вании земли путем предоставления ее на длительный срок и в постоянных границах. За крестьянами должно .закрепляться пре­имущественное право повторной аренды бывших в их пользова­нии земельных участков, а также преимущественное право полу­чения арендного участка в собственность на основе выкупа. Небольшие сроки аренды не стимулируют проведение капитальных улучшений земель и не порождают заинтересованности в рациональном их использовании.

 

Арендатор имеет право осуществлять на арендуемом земель­ном участке по согласованию с арендодателем производственное и другое строительство. Размещение строительных объектов должно осуществляться с учетом землеустроительных, архитектурно-планировочных, санитарно-гигиенических и других требо­ваний. При этом земля должна использоваться в соответствии с целевым назначением и условиями предоставления.

Интенсивность использования земли, закрепленной за арен­датором, структура посевов, применяемые технологии возделыва­ния и чередования культур, системы удобрений, обработка почвы не должны истощать землю, способствовать развитию эрозии, загрязнять окружающую среду. Обязанность землеустро­ительной службы и местной администрации — постоянно кон­тролировать использование и охрану земель, соответствие систе­мы ведения хозяйства проекту землеустройства.

Земля выделяется арендаторам с учетом имеющегося числа трудоспособных, материально-технического оснащения и пер­спектив развития хозяйства. Арендаторы наряду с использовани­ем земли и других основных средств производства, получаемых в аренду (рабочего и продуктивного скота, машин и механизмов, зданий и сооружений), могут приобретать на правах общей или личной собственности тракторы, сельскохозяйственные машины, автомобили, производственные и культурно-бытовые постройки и оборудование за счет собственных средств, кредитов банка или заемных средств хозяйства.

В случаях, когда крестьянское хозяйство дополнительно к имеющемуся земельному массиву, находящемуся в собственнос­ти (владении), арендует участок земли, желательно, чтобы пос­ледний примыкал к основному массиву, тогда его возможно будет в будущем присоединить к крестьянскому землевладению.

При предоставлении земельных участков в аренду исходят из следующего:

  •  выделение земель кооперативам, производственным подразде­лениям и отдельным гражданам не должно создавать неудобств в использовании общественных земель (чересполосицы, вклинива­нии, вкрапливаний и др.);
  •  земельные участки по возможности следует отводить целыми массивами, контурами, севооборотами, площадями орошаемых и осушенных земель во избежание дробления и разобщения;
  •  при отводе земель необходимо сохранять устойчивые элемен­ты сложившейся организации территории (лесополосы, основ­ные дороги, каналы и др.), так как любые организационные перестройки наносят серьезный ущерб экономике хозяйства;
  • земельные массивы по возможности должны быть компакт­ными, правильной конфигурации, не разобщенными трудно преодолеваемыми естественными и искусственными преградами (оврагами, болотами, железными дорогами, автомагистралями и ДР.);
  • между земельным массивом и хозяйственным центром должна быть устойчивая дорожная связь;
  • выделяемые земельные массивы по качеству должны соответ­ствовать специализации хозяйства, применяемой системе земле­делия, уровню технической оснащенности и др.

Требования к установлению границ землевладений (земле­пользовании) крестьянских хозяйств следующие:

1. Границы совмещают с естественными рубежами — живыми урочищами (реками, ручьями, оврагами, опушками леса и т. д.) и искусственными преградами (каналами, дорогами и т.д.) во избе­жание чересполосицы, дробления участков, мелкоконтурности угодий.

2. Границы размещают прямолинейно, без изломов, с углами поворотов, близкими к 90°, для удобства использования сельско­хозяйственной техники, снижения площадей недопащек, кли­ньев, поворотных полос на открытой местности (особенно пашне).

3. Границы проектируют по водоразделам, тальвегам, совме­щают с элементами гидрографической сети, а на склонах проек­тируют по линиям стока, чтобы предотвратить эрозию почв.

4. Границы совмещают с границами экологически однород­ных участков для соблюдения требований экологии.

 

В районах мелиорации размещение границ под острым углом к горизонталям иногда приводит не к смыву почвы, а к намыву мелкозема в нижних частях вогнутых склонов, особенно около яесных полос. Проектирование границ по горизонталям может привести к застою воды на полях и задержанию сроков сева. Следовательно, в каждом конкретном случае необходимо прово­дить соответствующие расчеты и проектировать границы либо под острым углом к горизонталям, либо строго поперек склона.

Оценка может осуществляться с использованием коэффици­ентов эрозионной опасности размещения границ относительно линий стока. Расчет коэффициентов проводят по всему перимет­ру землевладения и землепользования крестьянского хозяйства.

Для соответствующих углов отклонений могут использоваться следующие коэффициенты: до 10° — 0,3; 10—20° — 0,5; 20—30° — 0,7; 30-40° - 0,9; 40-60° - 1; 60-70° - 0,8; 70-80° - 0,5; 80-90° — 0,2. Если средневзвешенная величина коэффициента для всего периметра землевладения превышает 0,6—0,7, необходимо скорректировать размещение границ или предусмотреть допол­нительные противоэрозионные мероприятия по всей длине эро-зионно опасных участков.

Размещение границ хозяйств на мелиорированных землях должно согласовываться с расположением ирригационной и осушительной сетей, каналов, гидросооружений, своеобразием до­ставки поливной воды к полям крестьянского севооборота, раз­работкой плана водопользования. Размещение землевладений крестьянских хозяйств производится в пределах целого поля или поливного участка. Для обеспечения оросительной водой при поверхностном орошении каждое землевладение подтягивается как правило, к одному временному оросителю. В этом случае водовьщелом для крестьянского хозяйства будет служить водоза­бор во временный ороситель. В связи с этим необходима полная реорпшичадия временной оросительной сети внутри поля. Вре­менный ороситель будет служить границей землевладения крес­тьянского хозяйства с одной стороны. Временный ороситель, который подает воду в другое крестьянское хозяйство, будет служить границей с другой стороны. Третья сторона границы будет проходить по каналу на участке, а противоположная ей четвертая сторона — по дороге, расположенной в конце времен­ных оросителей.

Поскольку крестьянское хозяйство должно иметь стабильные границы, разумно временный ороситель, подающий воду в крес­тьянское хозяйство, трансформировать в постоянный канал.

 

При формировании землевладений крестьянских хозяйств на осушаемых землях особое внимание уделяют обеспечению функ­ционирования осушительной сети в проектном режиме. Распре­деление земель необходимо производить с учетом строения и размещения осушительной сети. Поддерживать осушительную сеть в рабочем состоянии можно только при условии, что за определенный участок будет отвечать один собственник — хозя­ин земли. На таком участке располагают независимую от других, функционирующую самостоятельно часть осушительной сеги. Она должна целиком входить в землевладение, либо землевладе­ние должно целиком располагаться на нескольких таких незави­симых участках.

Элементарный участок должен включать в себя коллектор последнего порядка и подсоединенные к нему дрены. Границы элементарных участков нужно проводить по границам воздейст­вия дрен на окружающие земли.

Зона воздействия дрен в большинстве случаев совпадает с водосборной площадью дрены. Граница зоны между двумя со­седними дренами, присоединенными к одному коллектору, при этом будет проходить посередине. Если дрены впадают в сосед­ние коллекторы одного порядка, то граница зон воздействия проходит между их истоками. Если дрена соседствует с каналом проводящей сети или коллекторами другого порядка, граница проходит по каналу или коллектору- При расположении дрен в непосредственной близости от каналов оградительной сети пос­ледние являются границами зоны.

При наделении землей членов садоводческих товариществ исадово-огородных кооперативов одновременно с проектом отво­да земель разрабатывают проекты организации территории кол­лективных садов и огородов, в которых устанавливают размер и границы земельных участков каждого члена товарищества (ко­оператива), зон общего пользования, внутренние дороги и про­езды, мероприятия по освоению и улучшению земель и охране природы.

Проекты упорядочения земель, имеющие межхозяйственный характер, могут разрабатываться и по населенным пунктам. В этих проектах устанавливают границы и площади приусадебных участков граждан и других землевладений и землепользовании, резервный приусадебный фонд, режим и условия использования земель, исходные данные для установления земельного налога.

 

Для поддержания стабильности и устойчивости сельскохозяй­ственного производства необходимо выполнять следующие тре­бования.

В первую очередь изъятию у сельскохозяйственных предпри­ятий подлежат неиспользуемые и нерационально используемые земли, которые не вовлечены в сельскохозяйственный оборот, выбыли из него или используются недостаточно эффективно с нарушением природоохранных требований из-за низкой трудоо-беспеченности, отсутствия необходимых денежно-материальных ресурсов или бесхозяйственности. При этом площади ежегодно изымаемых нерационально используемых земель должны уста­навливаться с таким расчетом, чтобы после их изъятия колхозы, совхозы и другие предприятия, учреждения и организации могли на оставшихся землях вести производство эффективно без сокра­щения объемов основной продукции. Кроме того, в резервные фонды или фонды перераспределения в первоочередном порядке могут включаться хмельные участки, добровольно и самостоя­тельно передаваемые землевладельцами и землепользователями, а также невостребованные земельные доли.

Формирование новых или упорядочение существующих зем­левладений и землепользовании следует начинать с территорий низкорентабельных или убыточных хозяйств, которые даже с помощью дополнительных экономических мер (изменение спе­циализации, улучшение материально-технического снабжения, кредитование и др.) вряд ли смогут быстро поправить свое поло­жение ввиду несоответствия размеров, состава, площадей и про­изводительных свойств угодий требованиям производства, не­удобств в расположении земель, отсутствия квалифицированных кадров и по другим причинам.

 

В связи с тем что в процессе изъятия земель у действующих сельскохозяйственных предприятий нарушаются структура и сба­лансированность производства, организация кормовой базы, се-вообороты, границы и размеры земельных массивов производст­венных подразделений, полей, рабочих участков, сложившиеся

транспортные и социальные связи, необходима корректировка существующих, а при больших изменениях — разработка новьп проектов землеустройства, позволяющих устранить возникшие недостатки и вести хозяйство экономически эффективно.

Отвод земель больших площадей под коллективные огороды и сады, в особенности в пригородных хозяйствах, для выпаса и сенокошения, личного подсобного хозяйства и других целей может повлечь за собой необходимость перераспределения зе­мель между отдельными смежно расположенными сельскохозяй­ственными предприятиями. При этом если у близкорасположен­ных пригородных хозяйств изымаются большие площади, их можно частично компенсировать за счет последовательной пере­движки границ рядом расположенных землевладений, с тем чтобы все хозяйства, в том числе и удаленные, были задейство­ваны в распределении земель в целях минимизации потерь об­щественного производства. Эту работу необходимо проводить в процессе разработки проектов мсжхозяйственного землеустрой­ства с соответствующим технико-экономическим обоснованием.

Землеустройство призвано обеспечить социальную справедли­вость при предоставлении и изъятии земель, устройстве террито­рии, а также грамотное решение вопросов, связанных с техни­ческим и юридическим оформлением отводов земли, экономи­ческим обоснованием и организацией их рационального и экономически эффективного использования в границах сущест­вующих хозяйств.

Вот еще по теме:

Размещение производственных центров
Основные задачи устройства территории пастбищных угодий
Устройство территории пастбищных земель
Устройство территории многолетних насаждений
Землеустройство

02 июня 2012 /
Похожие новости
Земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса
Инвентаризация земель
Использование отдельных видов обследований земель в землеустройстве и земельном кадастре
В Республике Беларусь площадь пастбищных угодий составляет 1 млн. 455 тыс. га, или 18,7 от площади сельскохозяйственных земель. Пастбищный корм:1.наиболее дешевый корм.2.ценный корм, т.к. содержаться
Земельный кадастр (сдо-геосервер)
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: