Территориально-политические системы как основной объект исследования

 

Территориально-политические системы как основной объект исследования

Общественно-политическая деятельность, развивающаяся в конкретной географической среде под влиянием свойств территории и комплекса социально-экономических и других факторов, ведет к образованию территориально-политических систем (ТПС), представляющих территориальные (пространственные) сочетания взаимосвязанных компонентов общественно-политической жизни страны. В основе анализа главного объекта ТПС стоит изучение политико-территориальной организации общества в пределах государственной территории страны. Территориально-политическая организация общества сочетает в себе как пространственные аспекты политической деятельности общественных институтов и различных социальных групп, так и ее результаты в форме разноуровневых ТПС, представляющих взаимосвязанные сочетания элементов политической деятельности всех сфер общества, функционирующие на определенной территории. При этом исследуются преимущественно три типа пространственных структур:

·политико-территориальное устройство государства;

·территориальная расстановка общественных и политических сил, организаций и институтов;

·электоральное поведение населения при выборах высших и местных органов власти, региональные типы политической культуры.

Основной задачей политической географии является характеристика общей пространственной картины политической жизни страны и всей совокупности факторов, ее обусловливающих.

В пределах государства формируются три типа ТПС:

·площадные (территория государства, административно-территориальные единицы, автономные и др. образования);

·линейные (государственные границы, сеть коммуникаций общегосударственного значения, пограничные переходы);

·точечные (столица, региональные центры, ключевые экономические и военные базы),

которые соответствующим образом структурируют политическое пространство на определенной территории.

Территория государства – часть географического пространства, находящаяся под суверенитетом определенного государства, который означает международно признанныеисключительные полномочия государства на определенной территории. Государственное пространство классифицируется на три вида: 1) геодезическое (определяется величиной и формой земного шара, описывается системой географических координат); 2) физико-географическое (качественно дифференцированные на сушу, океаны, моря с системой природно-ландшафтных зон); 3) социально-экономическое (территория хозяйственного освоения, на которой сосредоточена жизнедеятельность человека, локализована система поселений и коммуникаций, по величине уступает физико-географическому). Политическое пространство как часть социально-экономического характеризует локализацию и территориально-иерархическую расчлененность политического процесса и его результатов в пределах государственной территории. Следует сказать, что на сегодняшний день пожаробезопасность на многих предприятиях страны выросла в разы по сравнению с тем, что было в СССР. Многие офисы и цеха предприятий оборудованы специализированными средствами для тушения пожара, такими как огнетушитель оп 4.

Основные виды ТПС разного иерархического уровня и функций формируются в установленных государственных границах (межгосударственных союзах, внутренних административно-территориальных единицах), однако в современном взаимосвязанном мире складываются специфические формы взаимодействия различных видов ТПС (табл. 2).

Таблица 2

Основные виды и функции территориально-политических систем

 

Виды ТПС

Территориально-иерархический уровень

Политико-географические функции

1. Первичная самоуправляющаяся административно-территориальная единица (сельсовет, гмина, коммуна и др.)

Первичная (базовая) политико-географическая местность

Воспроизводство населения и первичная социализация человека; воспроизводство политической культуры, адаптация местности к общенациональным и глобальным воздействиям

2. Локальная система с единым органом управления на основе делегированных полномочий, административно-терри-ториальная единица второго порядка (район, уезд, департамент и т.д.)

Локальная совокупность политико-географиче-ских местностей (городская агломерация, местная система расселения)

Передача управленческих импульсов и интеграция первичных политико-географических местностей; распространение политических инноваций, формирование навыков политической культуры, воспроизводство политической элиты

3. Региональная административно-территориальная единица первого порядка, субъект федерации (область, край, воеводство, провинция, штат и т.п.)

Политико-географи-ческий район

Региональное управление и интеграция локальных политико-географических местностей (городской и сельской,  поселений разной людности и функций), обеспечение устойчивости государственно-политической системы; формирование и воспроизводство региональной политической культуры

4. Страна – ключевой субъект политической деятельности

Территория охваченная суверенитетом государства в международно- признанных границах

Реализация самоопределения наций и обеспечение суверенитета; воспроизводство политического, социального и экономического процессов и их основных институтов; обеспечение устойчивости многофункциональной управляющей системы, законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, регулирование международной деятельности

 

 


 

5. Сообщество стран, военно-политический союз, интеграционное объединение

Геополитический регион, культурно-цивилиза-ционная зона

Воспроизводство основных макрорегиональных черт политической культуры; регулирование политического развития в мире и международных отношениях, обеспечение интересов группы стран в мировом сообществе

 

ТПС низшего ранга определяется как политико-географическая местность, выступающая минимальным (низшим) пространственным носителем политических различий, формирующихся на основе сочетания географических условий и факторов политической деятельности. Она формируется на основе устойчивой территориальной общности людей и проявляется как местные особенности политической культуры с учетом исторического опыта. Ее отличительными признаками является специфическое местоположение, обусловленность политической деятельности местными проблемами жизнедеятельности (рынок труда, социальная инфраструктура и благоустройство, экологическая ситуация и др.).

Второй уровень иерархии ТПС формируют локальные системы (города, крупные агломерации, местные системы расселения) политико-географических местностей ключевой функцией которых является, наряду с передачей управленческих импульсов, диффузия политических нововведений (моделей управления, политического поведения и др.). Реализация этих функций требует высокодиверсифицированной социальной среды, дифференциации культуры, обширной информации, которая достигается в условиях разделения труда городских систем и сельской местности.

Политико-географические районы, как совокупность первичных политико-географических местностей и их локальных систем, формируются  на основе общности исторического развития и региональной политической культуры как взаимодополняемая совокупность разнофункциональных природных, социально-политических и экономических ареалов. Для них характерно сходство реакции жителей на общегосударственные и международные события и импульсы, уровня влияния политических партий, национального самосознания.

Страна – ключевой субъект политической деятельности, выступает связующим звеном всей иерархии внутренних ТПС, а также главным субъектом внутренней политической деятельности и межгосударственных связей взаимоотношений. Самоидентификация со страной выступает сильным компонентом политической культуры.

Высший уровень иерархической структуры ТПС формируют геополитические регионы, образованные сообществом или союзом государств на основе общих долговременных политических и экономических интересов, наличия крупной политической проблемы, культурной, этнической, расовой языковой близости. Степень их целостности отражает характер и интенсивность связей политического, финансового, торгового, военного характера.

Таким образом, ключевой задачей политической географии является изучение закономерностей формирования и развития территориально-политических систем разного иерархического уровня, отражающих особенности территориально-политической организации общества. Методика политико-географического исследования государства – ключевого субъекта политической деятельности – включает следующие направления:

·        анализ политико-географического положения государства;

·        выявление морфологических особенностей (размеры, конфигурация) государственной территории;

·        границы, их генезис и устойчивость, пограничные переходы и трансграничные территории;

·        неурегулированные территориальные претензии и пограничные споры;

·        пространственная эволюция государства и формирование его территории;

·        территориальная интеграция и дезинтеграция государства (географическое единство государственной территории).

В политической географии сформировались два направления в исследовании государства: 1) эволюционизм, рассматривающий эволюцию государства и его территории в пространстве; 2) функционализм, анализирующий территориальное единство государства как консолидированную систему.

 

30 января 2013 /
Похожие новости
Основные категории политической географии
Актуальные направления современных политико-географических исследований
Предмет политической географии и ее структура
Политическое сознание и политическая культура составляют духовный компонент политической системы общества. Их час­тичное совпадение и различие является скорее концептуальным, чем предметным.
Проблемы политической географии (сдо-геосервер)
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: