Функции и объекты планирования, принципы его организации

 

Функции и объекты планирования, принципы его организации

Значение, функции и объекты планирования. Планирование – основополагающая функция менеджмента, или управления предприятием, реализующая стратегические и тактические цели его развития.

Планирование определяет, на какой ступени своего экономического развития находится организация, какими ресурсами и возможностями обладает, и какие действия будут в дальнейшем способствовать достижению поставленных целей.

Стратегические цели предприятия представляют основу стратегического планирования и отражают стратегии: маркетинга; экономического, социального и научно-технического развития; производства; финансов; менеджмента и других сфер деятельности предприятия.

 

К сожалению, несовершенство отечественного рынка, связанное с проблемами переходного периода, ограничивало до недавнего времени применение формального планирования в отечественных условиях. К основным причинам этого ограничения можно отнести:

высокую степень неопределенности результатов хозяйственной деятельности, связанную в первую очередь с непредсказуемым характером политических и экономических преобразований в стране. Эта нестабильность снижает масштабы и горизонт планирования;

низкий уровень накопления капитала в отечественных хозяйствующих организациях и, как следствие, недостаток средств для эффективной организации службы планирования;

отсутствие эффективных юридических норм, регулирующих поведение предпринимателей, отсутствие культуры рыночных отношений.

Принципы, этапы и методы планирования

Эффективное планирование должно основываться на ряде принципов, которые определяют характер и содержание плановой деятельности: комплексности, системности, непрерывности, гибкости планирования и принципе участия.

I. Комплексность планирования. Имеется в виду, что оно должно охватывать все предполагаемые сферы деятельности предприятия.

II. Системность планирования подразумевает единство направления плановой деятельности для всех элементов хозяйствующего субъекта. Его можно представить так: все структурные подразделения должны планировать свою деятельность исходя из общих целей и стратегии организации. При этом их планы должны сливаться в единую систему согласно иерархии подразделений, т.е. любые изменения в планах одного подразделения отражались бы на планах смежных подразделений.

III. Непрерывность планирования заключается в том, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно, с учетом изменений, произошедших во внешней среде, а также в ценностях, целях и возможностях самого предприятия. Компания ЗАО «Упаковочные Системы» работает на российском рынке упаковочного оборудования и материалов более 15 лет, являясь дилером таких зарубежных изготовителей как SIAT (Италия), ARCA (Италия), BLUME (Германия), GG MACCHINE (Италия), M.J. Maillis Systems (Италия), MACSA (Испания), SATO (Япония), MAPLE JET (Канада), а также других ведущих мировых производителей упаковочного оборудования и материалов.  

IV. Гибкость планирования подразумевает возможность оперативного изменения планов в зависимости от обстоятельств. Для обеспечения этого принципа необходимо получить полное представление о тех изменениях, которые могут произойти в работе предприятия, на рынке сбыта продукции, в организационной структуре при учете всех возможных внешних и внутренних факторов, включая форс-мажор. На основании этой информации формируются альтернативные варианты планов.

V. Принцип участия декларирует, что в составлении планов должны принимать участие те, кто будет их реально воплощать, т.е. менеджеры. Участие в процессе планирования, помимо плановиков, управляющих производственными и сбытовыми подразделениями, обеспечивает более полное соответствие плана реальным условиям хозяйствования. Кроме того, менеджерам младшего звена становятся более понятны цели и задачи фирмы, что в целом повышает их заинтересованность в работе и облегчает процесс обмена информацией внутри предприятия.

 

Подходы к принятию плановых решений у различных менеджеров часто различны. Это связано с тем, что приемы планирования, подходящие для малых предприятий, часто оказываются неприемлемы для крупных компаний. Однако существует определенный набор методов, позволяющих избежать серьезных ошибок при выборе плановых решений. На практике используются следующие основные методы:

1. Балансовый метод – предусматривает увязку имеющихся в наличии ресурсов предприятия и потребности в них при помощи балансов. Балансовые соотношения строятся в натуральном и стоимостном выражениях и могут включать материальные, финансовые, трудовые и другие типы балансов. Эффективность использования этого метода в значительной степени зависит от качества применяемой на предприятии нормативной базы.

 В последнее время эти методы получают все большее распространение при анализе, прогнозе и планировании развития экономических объектов, а также при выборе управленческих решений. К положительным моментам применения экономико-математических методов можно отнести следующие:

определение путей совершенствования и упорядочения экономической информации посредством выработки требований к информации при ее подготовке и использовании в процессе моделирования;

в сочетании с вычислительной техникой значительно увеличивается возможный объем вычислений, повышается точность и сокращается трудоемкость процесса моделирования, появляется возможность быстро проиграть варианты моделей, изменяя входные параметры, сравнить результаты моделирования в графической и числовой формах;

возможность автоматической оценки и отбора лучшего варианта решения, более глубокое понимание экономических систем на основе анализа большого количества взаимодействующих факторов и оценки последствий их изменения при получении оптимизационных решений, найти которые другими способами крайне затруднительно.

 

На практике обычно используется совокупность перечисленных методов.

Ответственность за планирование в условиях рыночной экономики целиком и полностью несет руководитель предприятия, который отчитывается перед учредителями данного предприятия. Руководитель должен оценивать оптимальность выбранного плана предприятия, реальность его выполнения, риски, возникающие при реализации плана, и должен нести персональную ответственность за выполнение плана.

 

На предприятии деятельность, связанная с планированием, может быть разделена на пять основных этапов.

1. Анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия. На этом этапе проводится исследование и анализ основных компонентов внешней и внутренней среды предприятия с целью установления его реального положения и возможностей, а также тенденций изменения внешних факторов. Большое значение при этом имеет наличие достаточного объема достоверной маркетинговой информации о потребностях и возможностях рынка, об имеющихся и потенциальных конкурентах, направлениях развития научно-технического прогресса и др.

Кроме того, активно используются внутренние документы, по которым можно судить о количестве и производительности имеющегося оборудования, квалификации работников и т.д. На этом же этапе оцениваются результаты деятельности предприятия за предыдущий период.

2. Определение целей предприятия и методов их достижения. Этот этап, в широком смысле, представляет собой стратегическое планирование. Обычно в определении миссии (концепции) и целей предприятия принимают участие только руководители высшего звена. Под миссией фирмы понимается краткое изложение ее основных программных задач, предназначение и роль фирмы в решении каких-либо принципиальных проблем развития народного хозяйства. Тем самым, определяются и принципы взаимодействия с рынком, и потенциальные потребители, и сегменты рынка, на которых фирма предполагает работать. Далее для выработки отдельных функциональных стратегий могут привлекаться и специалисты соответствующих подразделений. Основная задача данного этапа – определение желаемых долгосрочных результатов деятельности предприятия и выбор вневременных стратегических линий его развития, которым будет подчиняться в дальнейшем система планов. Иногда этот этап предшествует этапу анализа.

3. Собственно планирование – это последовательное описание способов достижения целей во времени и определение предполагаемых результатов на каждом этапе. Итогом планирования является система планов предприятия.

4. Реализация планов. На этом этапе плановые решения воплощаются в конкретных действиях работников предприятия и определяются фактические показатели деятельности фирмы. Очевидно, что эффективность воплощения планов определяется не только качеством планирования и объективными обстоятельствами, но и эффективностью работы менеджеров.

5. Контроль результатов – определяется величина разрыва между плановыми и фактическими показателями деятельности и анализируются причины расхождений.

 

14 февраля 2013 /
Похожие новости
Этапы изучения основных характеристик рынка
Стратегическое планирование
Управление геологическими предприятиями
Геологоразведочное предприятие в системе управления геологическим изучением недр
Ландшафтное планирование (гео-сервер) Цель учения учебной дисциплины «Ландшафтное планирование – дать студентам необходимые теоретические профессиональные знания о сущности решаемых
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: