Организация управления геологическими изучением недр в РФ и РБ

Организация управления геологическими изучением недр в РФ и РБ

Структура государственного управления в области изучения недр в развитых странах различна. В одних геологическая служба четко прописана и наделена конкретными задачами, в других – геологическая служба как отдельный орган не существует, но четко прослеживается с присущими ей функциями в общей системе недропользования. Кроме того, все геологические службы решают достаточно стандартные задачи: проводят геологическую съемку, поиски и разведку месторождений полезных ископаемых. По числу решаемых задач геологические службы разнятся. Так, в некоторых странах собственно разведка месторождений выведена за пределы геологической службы и эту задачу решает либо другой орган, работающий, тем не менее, согласованно с геологической службой, либо разведкой месторождений занимаются многочисленные частные компании. В любом случае геологическая служба любой страны первой из своих задач считает проведение на основе научных знаний, полученных при проведении научно-исследовательских работ, геологической съемки, составление геологических карт как сводных документов, определяющих стратегию поисков полезных ископаемых.
А что же у нас? Для начала разберем структуру геологической службы России.
В середине-конце XIX века под геологической службой понималось составление по единой методике государственной геологической карты страны, являющейся паспортом сырьевых ресурсов, документом, фиксирующим состояние геологической науки.
При создании геологической службы в России исходя из таких позиций были разведены геолого-съемочные и разведочные работы, считая, что на последние монополия государства может распространяться лишь частично. Зато геолого-съемочные работы должны быть поставлены под государственный контроль полностью.
31 января 1862 г. по указу Александра III был создан Геологический комитет. Основной задачей Геологического комитета на первых порах стало составление государственной геологической карты Европейской России 10-верстного масштаба на 145 лисах. С.Н. Никитин и А.П. Карпинский разработали детальную методику съемки, которая была ими изложена в виде «Инструкции лицам, командированным Геологическим комитетом для систематических исследований геологического строения России и составления ее геологической карты». Уже в 1883 г. она была утверждена Присутствием (так в те годы именовался Ученый совет) Геологического комитета и опубликована.
Но наряду с этим Геологический комитет с первых лет своего существования приступает к решению и ряда практически важных задач, связанных с оценками перспектив многих территорий на полезные ископаемые.
В 1918 г. геологическую службу передали в ведение ВСНХ, а в 1923 г. Геологический комитет определен как учреждение, осуществляющее геологические и геологоразведочные работы общегосударственного значения. Тем самым был сделан первый шаг к растворению геологической службы в традиционном для того времени понимании в государственной монополии на геологическую отрасль, ибо ясно, что нужды в минеральном сырье неизбежно должны были сместить акценты со стратегии геологической съемки на тактику поиска и разведки полезных ископаемых.
В 1926 г. было принято новое Положение о Геологическом комитете ВСНХ СССР. В ведение Комитета были переданы практически все составляющие геологической отрасли. Постепенно он стал превращаться из научного учреждения, ведавшего государственной геологической съемкой страны, в некоего монстра, который сам себе ставит задачи, сам их выполняет и сам же контролирует исполнение. В ходе неоднократного реформирования Геологического комитета было создано множество организаций, с 1953 года – Министерство геологии и охраны недр СССР, преобразованное к 1996 г. до Министерства природных ресурсов.

Организация геологической службы России

При решении задач и организации управления геологоразведочной отраслью учитывается, что в российской экономике существуют два сектора - государственный и рыночный. В сфере геологического изучения и пользования недрами в государственном секторе сконцентрированы задачи, не связанные с прямым воспроизводством и пользованием минерально-сырьевой базы. Этот сектор реализует функции в области государственного управления и регионального геологического изучения недр, поисков и оценки месторождений полезных ископаемых, создания условий и информационной базы для конкретных недропользователей.

Поскольку в изучении и использовании недр стали участвовать предприятия различных ведомств и вневедомственные предприятия (акционерные общества и др.), возникла необходимость координации и регулирования деятельности предприятий, ведомств и органов власти субъектов Федерации со стороны федерального органа управления. Эти функции были возложены на Министерство природных ресурсов Российской Федерации.
В настоящее время геологическая служба России построена таким образом:
1. МПР России и его территориальные (региональные) подразделения, государственные и казенные предприятия.
2. Геологические службы субъектов Российской Федерации и находящиеся в их ведении государственные предприятия и учреждения.
3. Геологические службы министерств и ведомств РФ и находящиеся в их ведении государственные предприятия и учреждения.
4. Частные (акционерные) хозяйственные субъекты.
5. Организации, обеспечивающие проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области геологического изучения и использования недр (система НИИ МПР России, РАН, РАЕН и др.).

Возложенные на него полномочия Министерство осуществляет непосредственно либо через свои территориальные органы, с которыми оно образует единую систему.
Финансирование всех работ, связанных с изучением недр Российской Федерации, континентального шельфа и Мирового океана для федеральных нужд, в том числе с геологическим картированием территории страны, поиском и оценкой месторождений полезных ископаемых в соответствии с государственными программами, сбором и хранением информации о недрах, выполняется за счет средств федерального бюджета, силами предприятий системы Министерства природных ресурсов.

минеральных ресурсов осуществляются этими службами в соответствии с федеральными и территориальными программами. Федеральные работы финансируются через МПР России за счет средств федерального бюджета, а работы, предусмотренные территориальными программами, – за счет части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, поступающей в местный бюджет. Их работа осуществляется согласно законам о недропользовании субъектов Федерации. При этом следует учитывать, что федеральные законы имеют верховенство.
Важным звеном в организации, управлении геологическим изучением являются геологические службы министерств и ведомств Российской Федерации и находящиеся в их ведении государственные предприятия. Деятельность этих федеральных органов в данной сфере координирует МПР России. Совместно разрабатываются основные направления государственной политики в сфере изучения и использования природных ресурсов, обеспечивается реализация государственных целевых геологических программ, готовятся предложения по совершенствованию действующего законодательства в области недр.
В структуре геологической службы важное место занимает негосударственный сектор: товарищества, акционерные общества, производственные кооперативы-частные недропользователи. Поиски и разведку месторождений по заказам горнодобывающих комбинатов и компаний проводят в основном акционерные геологические предприятия. Некоторые из них наряду с разведкой месторождений ведут их промышленную разработку. Частные фирмы в геологии – редкое исключение.
Среди территориальных органов выделяют такие как:
Комитет природных ресурсов - обеспечивает проведение на территории, как правило, одного субъекта Российской Федерации полномочий МПР России в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны минеральных, водных и других природных ресурсов;
Региональный (межрегиональный) геологический центр (РГЦ) - выполняет полно¬мочия МПР России по координации геологического изучения, воспроизводства, использова¬ния и охраны недр на территории крупных геологических регионов, включающих несколько субъектов Российской Федерации, и является научно-методическим, информационно-аналитическим и координационным органом по этим вопросам в регионе. При отсутствии в обслуживаемых субъектах Федерации территориальных комитетов природных ресурсов РГЦ решает их задачи и реализует функции в области недропользования;
Бассейновое водное управление (БВУ) - реализует в сфере использования, восстановления и охраны водных ресурсов функции, аналогичные региональным геологическим центрам;
Центр природных ресурсов (ЦПР) - комплексно решает задачи в области недропользования и водопользования, возложенные на РГЦ и БВУ крупного региона;
Общероссийский специализированный центр (ОСЦ) - орган МПР России, действующий на правах РГЦ и решающий задачи по отдельным общегосударственным направлениям деятельности и стратегическим видам мине-рального сырья.

14 февраля 2013 /
Похожие новости
Организационное построение и система управления в геологических предприятиях
Геологоразведочное предприятие в системе управления геологическим изучением недр
Организация геологической службы Канады
Основы организации управления геологическим изучением недр в развитых странах
Экономика, организация и планирование геологоразведочных работ (сдо-геосервер)
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: