Современные представления о развитии социально-экономической географии. Предмет и объект исследования науки.

 

Современные представления о развитии социально-экономической географии. Предмет и объект исследования науки.

Первым этапом теоретических обобщений накопленных фактов и тенденций (третья парадигма) стали географический детерминизм, возникший как реакция ученых-географов на работу Ч. Дарвина «О происхождении видов» (1859 г.) и, появившийся несколько позже, географический поссиболизм, которые более подробно будут рассмотрены в следующих темах.

В начале XX в. в экономической географии сложилось, в острой борьбе с существующим описательным, новое районное направление. С этим связана так называемая региональная парадигма, согласно которой в качестве основного объекта географических исследований был признан экономический район. Он понимался (по А. Ю. Скопину) как «участок земной поверхности, в пределах которого географические факты (объекты) закономерно связаны друг с другом в особый комплекс».

Наиболее известными представителями этого направления были Р. Харбторн и Н.Н. Баранский, создавший, как уже отмечалось, районное направление в современной российской экономической географии. В последствии это направление стало основой теории экономического районирования, большой вклад в развитие которой внесли И. Г. Александров, Н.Н. Баранский, Н. Н. Колосовский и ряд других ученых.

Региональная парадигма исчерпала себя к середине XX в., поскольку, несмотря на несомненную познавательную ценность для экономико-географов, она в условиях динамичного социально-экономического развития уже не позволяла обеспечить достаточно полной аналитической информацией специалистов других направлений, особенно в экономической, политической и социальной сфере, а лишь давала поверхностный анализ многих процессов и явлений. Выход из этой ситуации был найден в отраслевой парадигме, т. е. в более широком развитии отраслевой географии, с последующей дифференциацией науки на географию природных ресурсов и природопользования, географию населения, географию отраслей хозяйства с последующим более дробным делением этих направлений (например, отраслевой географии на географию промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д.). Углубление географических исследований, естественно, повлекло за собой рост информативности знаний и, как следствие, расширение использования математических методов исследований. Эта тенденция, начавшаяся в 60-е годы, особенно проявилась в 70-е и получила название «экономизации» науки, или «количественной революции».

Основоположником «количественной революции» считается амери-канский географ Ф. Шеффер, а суть ее заключается в том, что в то время как другие социально-экономические науки направлены на изучение сути (законов) происходящих процессов, экономическая география на основе использования математических методов должна обеспечить их пространственную географическую интерпретацию (объяснение, обоснование и т.д.). В этом, собственно, и заключается самое существенное отличие географической науки от других.

Переход ведущей роли от регионального к отраслевому подходу в экономической географии в середине XX в. нашел свое отражение в определении ее предмета и объекта исследований в этот период времени. В частности, на II съезде Географического общества СССР в 1955 г. было принято следующее определение: «Экономическая география - это наука, которая изучает территориальное размещение общественного производства, условия и особенности его развития и размещения в различных странах и районах». В качестве объекта изучения экономической географии рассматривались «территориальные особенности развития и размещения производительных сил». Таким образом, подчеркивалось, что научная деятельность экономико-географов прежде всего связана с хозяй-ственной (производственной) деятельностью человека. Последовавшие за этим структурные изменения в науке в 60-е и 70-е годы получили названия «социологизации» и «экологизации». Первая была связана с существенным расширением изучения проблем, связанных с территориальными особенностями развития и деятельности человеческого общества, этапами формирования и удовлетворения его потребностей. Это привело к ускоренному развитию совокупности социально-географических наук, в частности, географии сферы услуг, рекреационной географии, политической географии, медицинской географии, географии культуры и др. Вторая тенденция была обусловлена осложнением проблем, связанных с влиянием на природу человеческого общества, что проявилось в расширении к ним внимания, в том числе и со стороны экономико-географов. Таким образом, уже в 70-е годы определение предмета и объекта исследований экономической географии, ее название перестали со-ответствовать как структуре науки, так и совокупности разрабатываемых в ней научных проблем. Вследствие этого, было признано целесообразным называть ее социально-экономической географией, или экономической и социальной географией. Соответственно, изменилось также содержание ее предмета и объекта изучения. Экскурсии в праге купить и заказать вы сможете на сайте pragenia.ру.

По мнению Ю. Г. Саушкина, социально-экономическая география – «это наука о процессах формирования, развития и функционирования территориальных социально-экономических систем и об управлении этими системами». В качестве объекта ее исследований он рассматривает «территориальные системы, которые формируются в процессе жизни общества, территориальные проявления производственной и некоторых других видов общественной деятельности людей». Эти системы могут быть экономическими (промышленный узел; территориально-производственный комплекс; система путей сообщения и др.), социальными (расселения; городов; сельских поселений и др.), либо социально-экономическими (город; административный район; экономический район и др.).

 В качестве предельного объекта ее исследований он понимал «заселенную и освоенную часть географической оболочки, с ее пространственными структурами хозяйства и формами организации жизни общества (т.е. географическую среду, или ойкумену).

Что касается структуры социально-экономической географии, то систему составляющих ее научных направлений целесообразно дифференцировать по компонентному принципу: география природных ресурсов; география промышленности; география сельского хозяйства: география транспорта; география населения; рекреационная география: география сферы обслуживания; география культуры; медицинская география и т. д. Часть этих научных направлений формируют экономическую географию, часть – социальную. Особое положение в этой совокупности занимает география мирового хозяйства и экономическая география зару-бежных стран. При  этом, социальная география и экономическая гео-графия – это не отдельные науки, а диалектическое целое, поскольку социально-географический аспект, как правило, имеет место при изучении экономических объектов.

Подобные трактовки предмета и объекта изучения науки соответствуют периоду так называемого системно-структурного подхода в развитии социально-экономической географии. Переход к нему был обусловлен тем, что использование математических методов, во-первых, нередко приводит к получению общеизвестных выводов и установлению очевидных закономерностей, и, во-вторых, не всегда позволяет выявить единичные факты, существенно влияющие на изучаемые процессы или явления.

Суть системно-структурного подхода при изучении территориальных социально-экономических систем заключается в сочетании количественных расчетов с качественными оценками. При этом в качестве основных понятий этого подхода выступают:

-элемент – как далее неделимый объект изучения;

-связь – отношение между элементами;

-структура – совокупность связей (отношений) между элементами;

-субстрат – среда, в которой существуют эти элементы;

-система – целостная совокупность элементов, связей и субстрата:

-подсистема – часть рассматриваемой системы;

-суперсистема – как совокупная (целостная) система.

Экономическая география – это направление в социально-экономической географии, изучающее пространственные процессы и формы организации жизни людей и общественного производства прежде всего с точки зрения самого производства и производительности труда как его важнейшей составляющей. В качестве объектов ее исследований выступают территориальная структура народного хозяйства и ее важнейшие элементы (экономические районы, территориальные производственные комплексы, промышленные узлы, отдельные предприятия и др.), а также формы расселения.

 

Территориальный производственный комплекс (ТПК) – это сочетание в пределах определенной территории предприятий и учреждений, объединяемых выполнением определенной народнохозяйственной функции (специализацией) и связанных между собой тесными производственными отношениями. К основным особенностям функционирования ТПК относятся:

- Значительная устойчивость взаимных связей. Проявляется в том, что при нарушении каких-либо элементов комплекса или связей внутри него понижается эффективность деятельности комплекса в целом, ограничивается или вообще делается невозможным выполнение народнохозяйственной функции;

- Ритмичность производственных процессов, которая достигается за счет устойчивых взаимных связей элементов комплекса;

- Рациональное использование всех видов местных ресурсов и более благоприятные условия для маневрирования ими за счет соответствующего подбора производств и технологий;

- Оптимальные условия для сочетания отраслевого планирования и управления с территориальным планированием и управлением.

Экономический район – это целостная часть территории страны, стремящаяся к комплексному (тесно взаимосвязанному) развитию, имеющая специализацию в масштабе национальной экономики, внут-реннюю природную и социально-экономическую однородность. Важ-нейшим признаком экономического района является также управляе-мость, т.е. возможность совершенствования отраслевой и территориальной структуры хозяйства.

В ней, таким образом, сначала исследуются проблемы самого человека, общество, процессы, происходящие в нем и уже затем это связывается с производственными интересами.

В большой совокупности научных проблем, решаемых социально-экономической географией в настоящее время, наиболее актуальными становятся те, которые связаны со взаимодействием человеческого об-щества и природы. Соответственно происходят изменения в объекте и предмете исследований. В связи с этим, наиболее отвечающими совре-менному состоянию и содержанию науки представляются определения предмета и объекта ее изучения, данные А. Ю. Скопиным. Он рассматривает социально-экономическую географию как науку «о взаимосвя-занном размещении и распределении природных условий и ресурсов, населения и хозяйства в геопространстве (на поверхности Земли и в акватории Мирового океана), о влиянии природы на жизнь общества и влиянии хозяйственной деятельности на природу, а под объектом ее изучения понимает «антропосферу (экосферу), т.е. часть геопространства, где развивается хозяйственная деятельность». Объем антропосферы, по его мнению, составляет около 10,2 млрд. км³ (площадь Земли помноженная на сумму, которую образует глубина Марианского желоба и высота г. Эверест).

В качестве предмета, таким образом, выступает «изучение трансформации (изменений) антропосферы и поиск решения геоэкономических проблем на основе системного и информационного подходов». Под геоэкономическими проблемами, при этом, понимаются только негативные социальные, политические, экономические, экологические, технологические или системные изменения, вызванные взаимодействием общества и природы. С этим нельзя согласиться, поскольку наука не должна замыкаться на изучении только негативных последствий, а исследовать процесс и результаты взаимодействия общества и природы в комплексе, т.е. с учетом всей совокупности происходящих явлений.

Что касается тенденций развития и задач мировой социально-экономической географии в настоящее время, то, основываясь на на-правлениях и результатах работы трех последних Международных географических конгрессов (27-го в 1992 г. в США, Вашингтон; 28-го в 1996 г. в Нидерландах, Гаага; 29-го в 2000 г. в Республике Корея, Сеул) в настоящее время к ним можно отнести следующие:

- природные ресурсы, природопользование и устойчивое развитие;

- проблемы горной геоэкологии, деградация земель и опустынивания;

- население, его здоровье в зависимости от состояния окружающей среды;

- география населения и городов, развитие городов и городской среды;

- проблема женщин (бедность, роль в экономическом развитии);

- организация индустриального пространства;

- устойчивость сельскохозяйственных систем;

- география голода;

- география коммерческой деятельности;

- проблемы глобального долгового кризиса;

- политическая география на мировом и региональном уровне;

- проблемы новой Европы и взаимодействий в Тихоокеанском

регионе;

- динамика пограничных и критических регионов;

- проблемы устойчивости жизни в XXI в.;

- проблемы использования новых (космических и информационных) технологий для развития географии;

- геоинформационные системы, математическое моделирование и создание электронных атласов;

- региональное и локальное развитие;

- география туризма;

- проблемы продвижения географических открытий в сферу образования и массового пользования и др.

13 июля 2012 /
Похожие новости
Как передаёт ИА "Казинформ", сегодня важнейшей задачей географической науки является поиск путей решения глобальных проблем на региональном уровне, выявление особенностей природы, населения,
Кафедра экономической географии зарубежных стран  
СЭГ Беларуси (гео-сервер) Курс «Социально-экономическая география Беларуси» является одной из основных дисциплин в подготовке отечественных профессиональных географов: научных работников,
Социально-экономическая география мира (гео-сервер) Курс «Социально-экономическая география мира» является базовым в подготовке географов. Курс читается студентам специальностей
Введение в СЭГ (сдо-геосервер) Дисциплина  «Введение в социально-экономическую географию» преподается  студентам I курса в качестве вводного предмета в основные экономические и
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: