Гражданское общество и правовое государство

 

Гражданское общество и правовое государство 

Эволюция государства неизбежно приведет к становлению и развитию на определенном этапе (в зависимости от конкретно-исторических условий) правового государства. Но функционирование правового государства невозможно без развитого гражданс­кого общества, понятие Которого хотя по своей древности не усту­пает понятиям «власть» и «политика», но в отличие от них слабо изучено.   

Впервые проблему гражданского общества начал исследовать Платон, который в отличие от «политического государства» выде­лил «гражданское общество», т.е. ту сферу, которая служит для удовлетворения потребностей граждан. Вслед за ним и Аристо­тель разделяет государство и гражданское общество. Подобные взгляды в Древнем Риме развивает Цицерон, который кроме этого дал первое, дошедшее до нас, определение правового государства. Однако лишь в XVXVII вв. появляются первые систематизиро­ванные теоретические исследования гражданского общества, в ко­торых довольно четко разделяются гражданское общество и госу­дарство.

Так, Н.Макиавелли различает гражданское общество и государство, прежде всего, в соотношениях политики и нравственности, считая политические отношения безнравственными. По его мнению, государство не должно вмешиваться в частную жизнь граждан и тем самым существовать независимо от гражданского общества. У Т.Гоббса разделение государства и гражданского об­щества не всегда последовательно. Называя государство Левиафа­ном, подчиняющим себе все и вся, он подчеркивает, что государство не связано гражданскими законами, обычаями и отделено от  гражданского общества. Дж.Локк активно отстаивает примат граж­данского общества, основой которого является собственность, перед государством. Государство, в отличие от гражданского общества, возникает на определенном этапе развития гражданского  общества и отмирает, когда отпадает в нем необходимость. Ж.-Ж.Руссо характеризует гражданское общество как общество, преобразованное в государство с помощью общественного договора и его сущность заключается в согласовании повиновения и свободы. Ш.-Л.Монтескье считает гражданское общество результатом дли­тельного исторического развития. Государство и гражданское .об­щество не тождественны друг другу, но и не могут существовать друг без друга, т.к. ликвидация одной стороны приводит к серьез­ным социальным потрясениям. Поэтому гражданское общество является важнейшей гарантией от произвола и диктатуры. Кроме этого, Монтескье различал законы гражданские и государствен­ные. Просмотрев цены на дешевые гостиницы москвы лучше, чем хостел Bear Hostels вы не найдете! А все, потому что сам хостел отлично расположен относительно центра Москвы, оснощен удобными номерами, а самое главное - это доступные цены и качество услуг, которые предоставляет хостел Bear Hostels!  

Принципиально новый подход к пониманию сущности граж­данского общества предложил Г.В.Ф.Гегель. Он подчеркивает са­мостоятельность существования гражданского общества и госу­дарства. Государство выражает всеобщую волю граждан, а граж­данское общество — это сфера реализации личных интересов от­дельных граждан, причем они оба могут существовать лишь при развитой социальной структуре общества. Но так как гражданс­кое общество не в состоянии справиться с внутренними конфлик­тами в обществе, оно вынуждено прибегать к государственно-пра­вовому их урегулированию.

Следующий этап связан с политическими воззрениями А. де Токвиля. Он признает необходимость сильных государственных институтов, но для препятствия злоупотреблению властью необ­ходимо создание различных противовесов. Создание гражданско­го общества, самоорганизуемого и независимого от государства, позволяет избежать этой опасности и дает возможность развития демократии.

Современная политическая наука предлагает множество различных подходов к пониманию сущности данного понятия, каж­дый из которых имеет право на существование и отражает раз­личные его стороны. В целом можно сказать, что гражданское об­щество - это система негосударственных общественных институ­тов и общностей людей, которые создают условия для самоорга­низации индивидов и коллективов, через которые проявляются и осуществляются их личные интересы и потребности и которые создают совокупность неполитических отношений в обществе (эко­номических, социальных, семейный, национальных, духовных, ре­лигиозных и т.д.). В отличие от государства, которое является вертикальной (иерархической) структурой, гражданское общество представляет собой все горизонтальные структуры, находящиеся между личностью и государством.

Будучи независимым от государства, гражданское общество не может существовать без взаимосвязи с ним. Имея различные области реализации, они, тем не менее, включают ряд общих струк­турных элементов. Например, политические партии или обществен­ные организации не только соприкасаются с обеими сферами, но и связывают их.

Возникновение гражданского общества связано с практичес­кой невозможностью обеспечить полное и постоянное совпадение формальных принципов общественной организации с реальным общественным процессом. Это объективное несоответствие, т.к. формальные принципы стабильны, а жизнь изменчива. Кроме того, возникновение гражданского общества обусловлено наличием осо­бой сферы реализации интересов граждан, отличной от государ­ственной.         

Структуру гражданского общества целесообразно определять в соответствии с основными Сферами его функционирования:

1. Экономическая сфера: негосударственное предприятия, кооперативы, арендные коллективы, акционерные, общества, ас­социации кооперативов и другие добровольные объединения граж­дан в области хозяйственной деятельности, создаваемые ими по собственной инициативе.

2. Социально-политическая сфера: политические партии, об­щественные организации и движения, органы общественного са­моуправления по месту жительства или в трудовых коллективах, механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов, негосудар­ственные средства массовой информации, семья, ассоциации по интересам, благотворительные фонды, творческие союзы, спортив­ные общества, религиозные объединения граждан, научные ассо­циации.

3. Духовная сфера предполагает свободу совести, слова, мыс­ли, реальные возможности публично высказать свое мнение, самостоятельность и независимость от государственных и политичес­ких структур творческих, научных и других объединений.

Характерной чертой структуры гражданского общества явля­ется то, что оно не имеет политической организации, направлен­ной на захват власти. Все элементы гражданского общества не являются в этом смысле политическими. А политическая органи­зация в рамках гражданского общества реализуется в форме все­общего избирательного права.

Основные функции гражданского общества определяют его роль и взаимоотношения с государством и состоят в следующем: развитие демократических основ политической и всей обществен­ной жизни, ограничение деятельности государства решением только политико-правовых вопросов; обеспечение реализации прав и сво­бод граждан, выработка гарантий против установления тотали­тарного режима; обеспечение поступательного развития цивили­зованного общества; разрешение социальных противоречий на ос­нове консенсуса и соглашений; свободное самоопределение чело­века в его мировоззрении и духовных интересах; всемерная защи­та гражданских прав со стороны судебных органов и обществен­ных организаций.

Правовое государство и гражданское общество формируются совместно. И если гражданское общество, хотя бы и в ограничен­ном виде, может существовать без правового государства, то пра­вовое государство с необходимостью предполагает наличие граж­данского общества.

Идея правового государства возникла еще в античности, до­полнялась в более поздние эпохи. Но в целом понимание сущнос­ти правового государства всегда сводилось к господству права, верховенству и равенству закона для всех членов данного обще­ства.

Поэтому можно сказать: правовое государство — тип госу­дарства, в котором функционирует режим конституционного прав­ления, развитая и непротиворечивая правовая система и эффек­тивная судебная власть, реальное разделение властей и их эффек­тивное взаимодействие и взаимный контроль, развитый социальный контроль политики и власти. Иначе говоря, правовое государство — это государство, деятельность которого всецело подчиняется ус­тановленному демократическим путем закону.

В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед зако­ном. Ни власть, ни само право не могут быть реальными гаранта­ми исполнения законов. Только при их легитимности, законности, общепризнанности обществом появляется реальная возможность соблюдения законов обществом и государством. Правовое госу­дарство основывается на следующих принципах:

1)правового равенства, т.е. формальной независимости друг от друга субъектов права и правовой формы отношений,

2) признания и гарантирования  формального равенства и свободы всех индивидов, прав и свобод человека и гражданина,

3) разделения властей на законодательную,

исполнительную и судебную, исключающего монополизацию власти в руках одного лица или органа.

Отечественная политическая наука определяет сущность пра­вового государства следующим образом:

Правовое государство — это государство:

1) которое провозглашает и на практике познает, что оно и все его органы и должностные лица связаны правом, т.е. действу­ют строго на основе и во исполнение законов;

2) где законы регулируют наиболее важные общественные отношения и где обеспечивается их верховенство над всеми дру­гими нормативными актами;

3) которое проявляет постоянную заботу о расширении и обогащении содержания прав и свобод личности, об их надежно­сти и последовательности реализации;

4) где обеспечивается широта и надежная защищенность прав всех участников общественных отношений, имеется действенный механизм разрешения всякого рода правовых споров и конфлик­тов;

5) в котором не только граждане и организации несут ответствен­ность перед государством, но и государство, все его органы и должнос­тные лица несут ответственность за свои действия перед гражданами.

11 июля 2012 /
Похожие новости
Государство
Политические режимы
Политическая культура общества формируется под воздей­ствием ряда факторов, которые определяют ее механизм формирования.
Во Франции стране богатых культурных традиций процесс гражданского воспитания учащихся прослеживается наиболее наглядно. Французские педагоги осознают, что сохранение и развитие демократического
Термин «гражданское воспитание» существует практически во всех языках и довольно часто используется в различных официальных документах. Мы считаем необходимым дать определение этому
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: