Особенности политической идеологии. Политика и власть. Политический статус личности

Особенности политической идеологии 

1. Формирование политической идеологии всегда осуществляется целенаправленно и, как правило, специальной группой людей («идеологами»).

2. Кроме того, каждая идеология имеет свою орга­низацию, свой тип пропаганды и другие формы идеологического воздействия на массы.

3. Политическая идеология закрепляется в виде тех или иных социально-политических теорий, доктрин, кон­цепций, которые становятся конкретным воплощением идеолого-теоретического уровня политического сознания.

4. Для теоретичес­кого обоснования идеологии огромное значение имеет научный анализ политической действительности, который дает объектив­ный, непредвзятый подход к осмыслению реальных политических  процессов и явлений.

5. Подлинно научный анализ политики спо­собствует выяснению объективных причин политических событий, разработке путей регулирования политических интересов в целях их постепенной и планомерной гармонизации.

Идеолого-теоретический уровень политического сознания играет мобилизующую функцию, способствует консолидации дея­тельности людей, придает ей определенную направленность. Имен­но на этом уровне разрабатываются прогнозы политического развития общества.   

Идеология, как уже отмечалось, это систематизированная, упорядоченная совокупность идеалов, взглядов, оценок, ценнос­тей, теорий, концепций, целей, которая выражает интересы опре­деленных больших социальных групп, классов и других субъектов политики. Идеология как уровень общественного сознания отра­жает мировоззрение, умонастроение и жизненные позиции ее но­сителей. Политическая идеология отражает совокупность взгля­дов (и т.д.), но по отношению к политике и власти. Примерно с XVII в. начинается активное формирование политических идео­логий. Политическая идеология традиционно институционально формируется в соответствующих политических группировках, со­юзах, партиях, движениях. Однако эта связь не является одно­значной и застывшей, т.к. все эти объединения в ходе своей эво­люции могут изменять свою идеологию.

Политическая (идейно-политическая) доктрина — это систе­ма взглядов, определяющих направления и цели действия в конкретно исторических условиях данной эпохи. Это своеобразное вы­ражение идеологии языком конкретной политики. Политическая доктрина в обществе выполняет ряд специфических функций: аги­тационно-пропагандистскую, интеграционную и мобилизующую, директивную, культурно-воспитательную и т.д.

Политическая программа представляет собой доктрину, при­меняемую в конкретной ситуации, т.е. это изложение и конкрети­зация политической доктрины, разработка ее практической реа­лизации в конкретных исторических условиях.

Идейно-политическая концепция является по своей сути си­стемой взглядов, позиций, определяющей направления и цели дей­ствия в конкретных условиях по конкретным проблемам. Они предполагают в наибольшей степени персонифицированный подход и ограниченную сферу распространения.

Несмотря на огромное многообразие современных идейно-политических доктрин и концепций, они поддаются определен­ной систематизации в соответствии с их идеологическими основа­ми.

Политика и власть                                                                                                 

Термин политика в переводе с греческого, как уже отмеча­лось, означает искусство управления государством, государствен­ные или общественные дела.

Однако этимология этого слова не раскрывает его сущности. В действительности в наше время мож­но говорить о политике в широком смысле слова как обществен­ном явлении и в узком — как теоретическом обосновании реаль­ной деятельности той или иной большой социальной группы, т.е. как о «практической политике». Для политологии главным явля­ется понимание политики как общественного явления.

Приступая к рассмотрению любой науки, обычно начинают с ее основополагающих понятий. Так, если для философии это материя и сознание, для политической экономии — способ произ­водства, то для политологии таковыми являются политика и власть. Определение основополагающих понятий представляет определен­ную трудность, т.к. их нельзя определить через другие понятия данной науки. Политика, являясь чрезвычайно сложным явлением, оказывает огромное влияние на судьбы миллионов людей. Альберт Эйнштейн как-то даже заметил, что «политика значительно сложнее физики». Она интегрирует различные стороны обществен­ной жизни, но не сводится ни к одной из них.

Кроме того, любая теория (марксистско-ленинская или буржуазная) интернациональна, всеобща по своему содержанию, по своей сути для всех стран и народов, выражающих ту или иную идеологию.

Не может быть она и «наднациональной». Она по своему глубинному содержанию, принципам и целям — интернациональна, а по форме — национальна, т.к. политическая борьба ведется, прежде всего, за разрешение соци­ально-классовых противоречий в национальных границах госу­дарств. При проведении национальной политики необходимо учи­тывать ее интернациональное содержание.

Овладение диалектикой теории и политики является решаю­щим условием успешной реализации политики в конкретных ис­торических условиях. Недооценка теории, нигилистическое отно­шение к ней в конечном итоге могут сбить с правильного полити­ческого курса и привести к тяжелым негативным последствиям и ошибкам в политике, в конкретных решениях тех или иных про­блем. Теория сама по себе не может изменить мир, но она может указать пути и ориентиры его изменения. Вера во всесилие и всемогущество последней создает возможность для появления мнения, будто политика может все или почти все. Подобного рода суждения носят название «импровизированной политики». По существу все проявления субъективизма и волюнтаризма на любом уровне руководства и есть не что иное, как импровизация в политике, зачастую  при словесном признании политической теории. Не менее опасна  и другая крайность — переоценка теории, ее абсолютизация. Теория не может знать все наперед, даже коллективная мысль не может предугадать все детали будущих событий.

Как бы правильно ни была намечена политическая линия, ее успешное осуществление зависит от того, как она будет проведена в жизнь, т.е. от искусства политического руководства.        

Само понятие власть может трактоваться очень широко по своему значению. Это и власть родителей над детьми, и власть государственная, и власть над природой и т.д. Власть всегда пред­полагает существование взаимозависимости, имеет универсальный характер, что обусловливает ее верховенство над всеми другими регуляторами общественной жизни. Она по своему существу мо­жет быть присуща только социальному субъекту. Властные отно­шения — это естественная и необходимая сфера общественных отношений. Власть — естественная функция любого человеческо­го сообщества, обеспечивающая его единство и возможность фун­кционирования.

В самом широком смысле власть — это способность и воз­можность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воз­действие на поведение, деятельность людей с помощью каких-либо средств (авторитета, права, насилия и т.д.).  

С усложнением структуры общества и возникновением про­тивоположных социальных интересов власть становится выражением интересов одной или нескольких социальных групп. Начи­нается борьба за власть, т.е. борьба за господство своих социальных интересов и целей. Тем самым общественная власть трансформи­руется в политическую, субъектом которой выступает социальная группа или класс.

Дальнейшее отделение власти от общества приводит к тому, что она сосредотачивается в руках определенной группы лиц, за­нимающихся только управлением, т.е. возникает государство как основной субъект власти, и мы говорим о государственной власти. Государственная власть носит юридически-императивный харак­тер и осуществляется через систему органов, отделившихся от общества и противостоящих ему.

Власть относительно самостоятельна по отношению к обще­ству, его экономическому базису, она может целенаправленно воздействовать на базис и способствовать его изменению.

Принято выделять следующие основные сущностные черты (или характеристики) власти:

1. Суверенитет, что означает независимость и неделимость власти. Власть не может быть разделена между субъектами, зани­мающими различные политические позиции.

2. Авторитет власти, т. е. общепризнанное влияние субъекта части во всех сферах жизнедеятельности общества, которое вы­ражается в том, что объекты власти готовы выполнять волю ее субъекта в силу признания легитимности власти. Авторитет власти может быть формальным и неформальным.

3. Волевой характер власти предполагает наличие осознан­ной политической программы, цели и готовности последователь­но добиваться ее осуществления. Можно говорить о том, что сила воли определяет и силу власти.

4. Принудительный характер власти различными средства­ми, вплоть до применения насилия. В различных политических системах формы принуждения могут быть разными: насилие, убеж­дение, подчинение, приказание, господство и т.д. Диктатура выс­тупает его высшей ступенью.

5. Всеобщность (или инклюзивность) власти означает ее фун­кционирование во всех сферах общественных отношений и поли­тических процессах, способность проникать во все виды челове­ческой деятельности, а также распространенность на всю террито­рию, ей подвластную.

Перечисленные черты власти раскрывают ее сущность и роль в обществе. Говорить о наличии власти в обществе можно лишь при наличии совокупности этих черт. Отсутствие какой-либо од­ной черты приводит к кризису власти и затем соответственно к безвластию, а это в свою очередь неизбежно приводит к смене власти

Государственная власть — это высшая форма политической власти, осуществляемая специальным, обособленным от общества аппаратом управления в границах установленной территории, имеющая свою внутреннюю структуру и субординацию и облада­ющая средствами организованного и законодательно закрепленного насилия.     

Важное место при рассмотрении сущности властных отношений занимает вопрос о принципах осуществления власти. Среди них можно назвать: централизм, демократический централизм, самоуправление. Централизм предусматривает одностороннее воздействие субъекта власти на ее объект. Централизованное воздействие по своему характеру может носить ограниченный и неограниченный характер. Это зависит от степени обратного воздей­ствия на субъект властных отношений. Чем выше активность объек­та в формировании власти, тем больше ограничений имеет цент­рализованное управление. Традиционно централизм как принцип организации властных отношений связан с монархической фор­мой правления, авторитарным и тоталитарным политическими режимами.

Демократический централизм для своей действенной реали­зации предполагает осуществление на практике следующих ос­новных моментов: а) совместную выработку политических реше­ний между субъектом и объектом власти (осуществление согласо­ванных политических действий); б) централизованное регулиро­вание властных отношений сверху, направленное на реализацию принятых демократическим путем решений (подчинение меньшин­ства большинству); в) наличие возможности обратного воздей­ствия объекта на субъект властных отношений, что и придает цен­трализму подлинно демократический характер (своеобразный кон­троль низших органов власти за высшими); г) выборность всех властных органов на основе принятого всеобщего избирательного права. Осуществление принципа демократического централизма возможно, только в условиях демократических политических ре­жимов.

Самоуправление предполагает саморегуляцию общественным образованием своей жизнедеятельности. При этом можно гово­рить об организационном совпадении субъекта и объекта власт­ных отношений, которое выражается в функционировании само­управляемой системы, где происходит совмещение функций гос­подства и функции подчинения. Реализация этого принципа на практике возможна лишь при устойчивой политической системе и довольно высоком уровне политической культуры общества.

Политический статус личности

Проблема участия личности в политике имеет многоплановое значение. В любом обществе политика осуществляется определенными личностями. Подчеркивая значительную роль социальных групп, не следует забывать, что они состоят из отдельных личностей, и поэтому проблема человека в политике все равно остается.

По проблеме роли личности в истории сложилось два классических подхода. В одном из них преувеличивалась роль личности в общественном развитии, создавая ее культ. Сторонники второй, наоборот, считали, что личность не играет никакой самостоятельной роли, а лишь поступает в соответствии со сложившимися условиями. Оба эти подхода, выражая крайние позиции, не смогли раскрыть истинную роль личности в политике.

Личность является продуктом исторического развития. Ее политическое сознание формируется под влиянием социальной и политической действительности. Человек в своей деятельности может и оказывает обратное влияние на политический процесс, а познав его объективные закономерности, способен управлять этим процессом.

Для активного включения личности в политический процесс необходимы следующие предпосылки:

1. Материальные, сущность которых изложена в открытом К. Марксом законе развития человеческой истории о том, что «люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, ис­кусством, религией и т.д.» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т:19. — С.350-351). История убедительно доказала, что для нормальной политической деятельности человеку необходимо, прежде всего, достижение определенного уровня благосостояния.

Один из круп­нейших американских политологов С.М.Липсет приходит к выво­ду, что чем богаче общество, тем более оно открыто демократическим формам функционирования; более высокий уровень национального благосостояния служит необходимой базой для более высокой профессиональной подготовки управленческих кадров.

  2. Социально-культурные предпосылки, к которым относятся социальная среда и образование. Социальная среда формирует основы мировоззрения личности, определенные ценностные ориентации, систему идеалов и норм поведения.

Не менее важное место занимает и образование. Общеизвестно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне политики. Современная зарубежная политология на основе многочисленных исследований сделала общепризнанный вывод о том, что чем выше уровень образования личности, тем более она

политически ориентирована, активнее ее влияние на политику (С.М.Липсет, В.Кей, Г.Алмонд, С.Верба и др.)

3. Политико-правовые предпосылки определяют возможнос­ти участия личности в политике. К ним относится тип политичес­кого режима, сущность политической культуры, правовая обеспе­ченность гарантий прав и свобод личности, а также участие чле­нов общества на всех стадиях политического процесса.

Совокупность перечисленных предпосылок определяет во многом и развитие политической активности личности как дей­ствительного субъекта политики. Участие личности в политике может быть различным, что выражается в ее отношении к власти, политической активности и влиянию.

Можно выделить несколько уровней политической активности личности (или различных типов политического статуса):

1. Рядовой член общества. Это человек с минимальным политическим влиянием, минимальной активностью и заинтересо­ванностью политическими вопросами. В определенном смысле можно даже говорить об аполитичности такой личности.

2. Человек, принимающий определенное участие в полити­ческой жизни общества. Он может участвовать в деятельности общественного движения или организации. Его политическая ак­тивность проявляется в силу его принадлежности к этой органи­зации и не выходит за рамки ее деятельности.

3. Человек, являющийся членом политической организации, но участвующий самостоятельно в политической жизни. Его не­посредственное включение в политику определяется его возмож­ностями и конкретной ролью, которую он выполняет как член этой организации. Это уже осознанное включение в политику.

4. Общественный деятель, в частности, политический дея­тель. Это так называемая политическая деятельность «по совмес­тительству». Как правило, это руководитель общественной орга­низации. Имея определенную профессию, сферу занятий, основ­ную aктивность своей деятельности он направляет на решение политических вопросов. Это может быть связано и с личными устремлениями, и с позициями как руководителя организации с целью повышения ее роли в политической жизни.

5. Профессиональный политик, для которого политика стала не только профессией, источником существования, но и главным занятием, смыслом всей его жизни. Это, прежде всего, руководи­тели политических партий, ответственные работники органов го­сударственного управления и т. д.

6. Политический лидер (организатор, идеолог, руководитель). Традиционно лидер имеет формальный или неформальный авто­ритет и обладает фактическим влиянием на окружающих.

Выделенные типы политического статуса личности лишь схематично отражают ее роль в политике. В реальной политичес­кой практике все значительно сложнее.

10 июля 2012 /
Похожие новости
Политические режимы
 Функции политической культуры. Политическое сознание, его уровни и типы
Политическая культура общества формируется под воздей­ствием ряда факторов, которые определяют ее механизм формирования.
Политическое сознание и политическая культура составляют духовный компонент политической системы общества. Их час­тичное совпадение и различие является скорее концептуальным, чем предметным.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ по политологии (геофак 2009). 1.      Основные этапы возникновения и развития политического знания. (Античность) 2.     
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: