Приоритет международно-правовых норм

Предыдущая часть

 

Вопрос о приоритете международно-правовых норм решается на уровне внутригосударственных правовых систем. Для повышения эффективности международного права все большее значение приобретает поиск элементов всеобщности, близких, сходных идей не только в различных правовых системах, но и в духовном, философском наследии современных цивилизаций.

Цивилизационный подход выявляет новые грани и своеобразие права как особого феномена. Понять глубинную сущность этого явления можно только в неразрывной связи со всеми элементами социально-культурной регуляции той или иной цивилизации, а не в изоляции права от них, с одной стороны, и выдвижения универсальных правовых начал как основы системы социального регулирования – с другой. Важно усилить акцент на ценностных подходах в развитии международно-правового регулирования и определении его общих начал для гармоничного взаимодействия с национальными правовыми системами.

 

 

В доктрине международного права процесс создания норм принято рассматривать как согласование волеизъявлений государств и других субъектов. Справедливо утверждение о том, что в случае столкновения различных нравственно-правовых учений и подходов к международно-правовому регулированию в основу согласования воли и разграничения интересов может быть положено лишь то, что всем им и не чуждо, всеми ими признается. Теоретические и практические аспекты формирования воли и волеизъявления субъектов международного права в процессе международного права подробно исследуются в научной доктрине.

С.В.Черниченко, анализируя содержание единой воли и единого волеизъявления государства, обосновывает их выражение как взаимосвязи психологических, социальных и юридических составляющих. Ученый рассматривает волю государства в психологическом смысле как определенное сочетание индивидуальных волеизъявлений членов парламентов и правительств, других лиц, имеющих статус в иерархии государственных органов, а также различных социальных групп, в первую очередь, доминирующих в жизни данного общества.

А погода Киев продалжает радовать горожан.

В ключе приведенных научных выводов представляется логичной постановка вопроса о влиянии фактора цивилизационной идентичности как на стадии формирования государственной воли, так и в процессе согласования волеизъявлений различных государств в практике заключения международных договоров, принятии нормативных актов международных правительственных организаций.

Цивилизации в их эмпирической реальности представлены многими составляющими: люди, их объединения, общности. При этом правомерно говорить о том, что взаимодействуют не цивилизации, а индивиды, народы, государства.

Диалоговый формат межцивилизационных отношений позволяет использовать конструктивный потенциал политики партнерства, культурной дипломатии, межконфессионального сотрудничества в противовес международной конфронтации для решения жизненно важных задач как внешней, так и внутренней политики государств и мирового сообщества в целом.

В поиске новых алгоритмов и механизмов межцивилизационных контактов государствам принадлежит приоритетная роль. Формирование устойчивого миропорядка, основанного прежде всего на уважении к принципам и нормам международного права, требует качественного осмысления и определения точных, выверенных стратегий равного доступа всех суверенных государств к решению проблем мира и безопасности через универсальные и региональные коллективные механизмы.

Глобализационные процессы фактически усугубляют демографические и социально-этнические проблемы большинства стран мира, не входящих в пресловутый «золотой миллиард», что приводит к тенденциям поляризации в мировом политическом пространстве. Вновь происходит резкое обострение скрытой и явной дипломатической, экономической и пропагандистской «войны» между Западом и Востоком за «право» на расширение «жизненного пространства», за беспрепятственный доступ к природным и человеческим ресурсам.

Существенные культурные различия между социальными общностями в современную эпоху глобальных перемен становятся все более влиятельными факторами во взаимодействии между странами, хотя, безусловно, сама проблема роли культуры в политике вовсе не нова.

 

 

Культурные различия в эпоху глобализации проявляются в том, что в условиях универсализации экономики, растущей взаимосвязанности государств, высокого уровня развития коммуникационных и информационных систем небольшие государства и нации стремятся сохранить свою самобытность и самостоятельность, опираясь на национальную идентичность.

Упор на исключительность и превосходство одной нации над другими приводит к политическим, межнациональным конфликтам. Международные экстремистские организации подталкивают человечество к своего рода противостоянию цивилизаций, прежде всего христианской и мусульманской.

Гармонизация процесса общения народов – это одна из глобальных проблем человечества.

В развитии международных отношений приобретают особое значение общечеловеческие морально-этические принципы и нормы, способные повысить их гуманитарную составляющую. Одновременно все более актуальной становится проблема универсализации международно-правового регулирования в различных сферах международных отношений, преодоление стереотипов цивилизационного превосходства.

Угроза таких глобальных проблем, как рост числа межэтнических, религиозных конфликтов, природные экологические катастрофы, мировой продовольственный кризис, международный терроризм, распространение наркомании и незаконный оборот наркотиков, депопуляция и др., требуют эффективных механизмов использование институтов межцивилизационного диалога для международно-правового регулирования.

Международное право – продукт развития всех цивилизаций, и дальнейшее повышение его роли связано с задачей регулирования отношений народов и государств, принадлежащих различным цивилизациям. Важной основой для усиления роли международно-правового регулирования проблем, обусловленных цивилизационным разнообразием мирового сообщества, являются общепризнанные принципы международного права, представляющие уникальную императивную основу для обеспечения приоритета общечеловеческих интересов и ценностей во взаимодействии государств и народов. Они пронизывают структуру международного права, регламентируя характер связей ее элементов.

Мировые проблемы, вызванные экономическими кризисами, этнорелигиозными конфликтами, тенденциями демографического развития, экологическими катаклизмами, истощением природных ресурсов, актуализируют необходимость усиления социальной компоненты международно-правовой системы. Особого внимания требуют гуманитарные аспекты, ценностные ориентиры в обеспечении защиты прав человека.

 

 

Вопрос о взаимодействии цивилизаций является одной из важных тем современного мира, обсуждаемой в рамках ООН. Проблема необходимости начать межцивилизационный диалог нашла свое воплощение в Глобальной повестке дня для Диалога между цивилизациями, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция от 21 ноября 2001 г.). В содержании этого международного документа диалог цивилизаций определяется как процесс, идущий внутри цивилизаций и на их стыке, который основан на всеобщем участии и коллективном желании учиться, открывать для себя и изучать концепции, выявлять сферы общего понимания и основные ценности и сводить разные подходы в единое целое с помощью диалога.

Одной из актуальных задач в современном мире является сотрудничество между народами с сохранением их культурного разнообразия. Международно-правовое регулирование должно быть направлено на предотвращение распространения межнациональных конфликтов и создание новых площадок для установления прочного мира и стабильности.

Одним из новых инструментов диалога в международном формате, является проект «Альянс цивилизаций». Совместная инициатива лидеров Испании и Турции была положительно воспринята в мировых политических кругах в качестве противовеса тенденции межцивилизационного противостояния. Неслучайно, что именно Испания первоначально выдвинула эту идею.

Символично, что обращение Мадрида к международному сообществу, нашло свое конкретное воплощение в феврале 2005 г. в виде совместного призыва Х.Л.Родригеса Сапатеро и турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана завязать диалог между преимущественно христианской Европой и исламским миром и общими усилиями строить так называемый «Альянс цивилизаций». Особого внимания заслуживает то, что возникновение «Альянса цивилизаций» относится к периоду распространения идеи С.Хантингтона об угрозе столкновения цивилизаций и неоконсервативных подходов к глобальной войне.

По замыслу инициаторов, «Альянс цивилизаций» должен способствовать, с помощью действий правительств и институтов гражданского общества, развитию эффективных форм межцивилизационного диалога. Новизна «Альянса цивилизаций» ООН, по мнению Ж.Сампайю, связана с тремя «а»: целями (aims), повесткой дня (agenda) и подходом (approach).

Опыт «Альянса» показывает, что, несмотря на национальные и идеологические различия, при наличии доброй воли возможно эффективное взаимодействие государств с привлечением сообщества известных и влиятельных людей, которых объединяет стремление к взаимопониманию и негативное отношение к теории «столкновения цивилизаций».

Важным практическим инструментом реализации идей, заложенных при создании этой структуры, служат Национальные планы государств по развитию отношений с «Альянсом цивилизаций».

 

 

Сравнительный анализ указанных документов показывает, что основными направлениями развития являются такие общие сферы деятельности, как образование, молодежная политика, СМИ и миграция.

 

Основываясь на имеющемся опыте международно-правового сотрудничества государств в рамках Европейского союза, Шанхайской организации сотрудничества и др., можно утверждать, что цивилизационные различия не являются препятствием для взаимодействия стран в противодействии даже таким наиболее опасным угрозам, как международный терроризм. Не преувеличивая роли цивилизационной парадигмы развития современного международного права, следует подчеркнуть, что в новых глобальных условиях нравственные, духовные и культурные аспекты становятся одними из наиболее важных факторов повышения эффективности регулятивных функций международно-правовой системы.

19 сентября 2011 /
Похожие новости
Актуальные направления современных политико-географических исследований
      Международные связи сообществ и регионов Бельгии можно представить как уникальную модель, имеющую свою специфику по ряду параметров. Субъекты бельгийской федерации обладают
В доктрине международного права установление связи правовых проблем охраны окружающей среды и прав человека явление новое, наиболее отчетливо она прослеживается в Стокгольмской декларации 1972 г.
Общий анализ тенденций мировой политики приводит к выводу о том, что в результате падения роли идеологии в фокусе внимания оказываются различные межцивилизационные отношения.
Основы земельного законодательства и права (сдо-геосервер)
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: