Цивилизационный фактор регулирования международных отношений

Общий анализ тенденций мировой политики приводит к выводу о том, что в результате падения роли идеологии в фокусе внимания оказываются различные межцивилизационные отношения.

Проблема цивилизаций, их эволюции исследуются в отечественной и мировой науке в основном, начиная со второй половины XIX в., русскими и зарубежными учеными, такими как Н.Данилевский, К.Леонтьев, Н.Трубецкой, П.Сорокин, О.Шпенглер, А.Тойнби, С.Хантингтон и др. Взгляды историков, философов, политологов, социологов, экономистов и других специалистов в сфере социальных и гуманитарных наук в рамках цивилизационного подхода во многом дополняют друг друга в описании целостной картины исследуемой объективной реальности.

В современный период теория цивилизаций имеет не только научное, но и большое прикладное значение, поскольку способна стать основой нового мировоззренческого взгляда на основные тенденции общемирового развития. В условиях глобальных изменений в мире все большее звучание приобретает целый ряд общечеловеческих проблем, которые формируют объективную основу для осознания роли цивилизационной парадигмы. На современном этапе развития мирового сообщества взаимодействие представителей разных культур, национальностей, конфессий становится неоспоримым императивом. В проблематике современных межцивилизационных отношений правовые аспекты занимают значительное место.

По мнению Е.А.Лукашевой, методом исследования цивилизационных признаков в правоведении является нормативно-ценностное измерение, а предметом – право, права человека, включенные в общую систему соционормативной регуляции.

А вы наверно и не знали, что в Белгороде есть университет?

Важным критерием ценности права как одного из регуляторов общественных отношений является его способность формировать гуманистические ценности.

Нормативно-ценностные компоненты играют важную роль в развитии современного международного права.

Известный русский ученый М.Н.Капустин в лекциях, посвященных международному праву, отмечал, что «международные отношения во всех своих видах могут получить характер определенности и, следовательно, творческое значение лишь при условии права и нравственности».

Рассматривая понятие и значение науки международного права, исследователь определяет, что «предметом ее служат те начала права, которым охраняется и на которых основывается цивилизация, то есть раскрытие материальных и духовных сил каждого народа при посредстве его общения с другими народами».

С.В.Черниченко, исследуя философские аспекты развития международного права, также обращает внимание на то, что современное международное право сформировалось в значительной степени под влиянием европейской цивилизации Нового и Новейшего времени. Он считает, что это влияние распространилось за пределы Европы и достигло Америки, затем распространилось на Азию и Африку.

Не отрицая полностью воздействие азиатской и африканской цивилизаций, ученый объясняет «европеизм» международного права динамизмом экономического, политического, военного, научного и др. развития Европы, влекущим за собой экспансионизм как фактор, неразрывно связанный с пассионарностью европейских народов, совпавшей с формированием международно-правовой системы. Ученый делает вывод о том, что содержание международного права, его социальная природа неизбежно включают в себя цивилизационные компоненты.

Следует подчеркнуть, что до XVIII в. отрасль именовалась как «право народов», «общенародное право» на основе использования существовавшего в юриспруденции Древнего Рима термина jus gentium, если перевести его с латыни на современные языки.
Ф.Ф.Мартенс, известный русский юрист-международник, в рамках своих исследований современного международного права цивилизованных народов рассматривал исключительно христианские народы Запада.

«Только по отношению к цивилизованным государствам может идти речь о законах и правилах, которые должны быть соблюдены во время международных столкновений. Нельзя ожидать и несправедливо требовать соблюдения каких-либо юридических норм, составляющих право международного принуждения, от народов существенно различных цивилизаций и культуры».

Роль западной цивилизации в формировании классического международного публичного права подтверждается во многих исследованиях зарубежных и отечественных ученых.

После окончания Второй мировой войны державы-победительницы для обеспечения международной безопасности инициировали создание ООН. В результате появилась универсальная площадка для эволюции международно-правового регулирования.

Современное международное право формировалось на гребне подъема демократических сил, сложившихся в годы Второй мировой войны в борьбе против фашизма. Его фундамент был заложен в Уставе ООН, в котором указаны следующие цели: поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

С.Л.Рогожин, анализируя идеи Ф.Ф.Мартенса, подчеркивает, что международное публичное право сегодня – это продукт противостояния двух западных политико-идеологических систем: социализма и либерализма. «Иудео-христианская цивилизация Запада сформировала все основные подходы к структуре, принципам и нормам современного международного права. Кризис данной правовой системы, прежде всего, связан с общим ослаблением позиций коммунистической или, точнее, социалистической идеи в ее советском варианте. Иными словами, за изменением миропорядка холодной войны последовал, очевидно, кризис системы международного публичного права».

Реалии сложного современного мирового развития таковы, что на рубеже двух веков в результате угасания идеологического противостояния и затянувшегося поиска новой модели мироустройства возникла практическая необходимость в новом осмыслении роли международно-правовой системы.

Формируясь под влиянием международных отношений, международное право также оказывает на них активное воздействие наряду с такими факторами, как уровень экономического развития государств, общественная мораль и нравственность, национальные интересы, экология, научно-технический прогресс и т. д.

Обоснованно мнение о том, что «в области международного общения в настоящее время усиливается главная тенденция в эволюции международных отношений, политики и права – все большее распространение международного правового регулирования на те сферы, которые ранее подпадали исключительно под национальную юрисдикцию отдельных стран».

Динамичные глобализационные и интеграционные процессы обусловливают плюрализацию современных правовых систем. Проблема гармонизации международной и национальных правовых систем является важным аспектом повышения роли международного права в развитии межцивилизационного взаимодействия. Не останавливаясь на рассмотрении научных споров о преимуществах монистической и дуалистической теорий в доктрине международного права, отметим очевидную практическую значимость комплексной проблемы взаимодействия международного и внутригосударственного права.

Современные национальные правовые системы в контексте цивилизационного измерения в той или иной степени отражают совокупность исторических, социально-культурных, религиозных и других факторов.

По мнению известного французского исследователя Р. Давида, правовая система более всего взаимосвязана со структурой общества, его нравами, верованиями, языком.

Цивилизационный подход выявляет глубокую взаимосвязь элементов правовой культуры: права, правосознания, правовой идеологии, правоприменительной практики и др.

Х.Н.Бехруз, рассматривая особенности понятия «правового менталитета», указывает на то, что в нем заложены специфические способы восприятия и понимания этносом своего внутреннего мира, основанного на системе ценностей, обусловливающих все сферы жизнедеятельности людей.

Следует отметить далеко неоднозначные способы взаимодействия права и религии в различных цивилизационных, социокультурных системах регуляции.

Например, в восточных цивилизациях, наравне с правом, значимым регулятором общественных отношений является религия. По мнению исследователей, использование цивилизационного подхода позволяет изучить всю глубину и последствия религиозности исламского права, которому присущи:

  •  глубокий иррационализм в духовной сфере;
  •  гипертрофированная догматичность религиозной доктрины;
  •  повышенная регламентированность, упорядоченность, формальность, строгость, жесткость проявлений религиозного чувства и мысли;
  •  бескомпромиссность, непримиримость.

Влияние исламской цивилизации на особенности соответствующей правовой системы проявляются прежде всего в том, что ее ядро образовывали религиозные нормы, составляющие ее идейную основу. «Исламское право является самостоятельной правовой системой, специфика которой заключается в сложном сочетании религиозных и правовых начал». Вопросы о возможности и способности к модернизации классического исламского права в контексте взаимодействия с нормами международного права во многом определяются с позиций цивилизационного подхода.

Применение цивилизационных критериев способствует решению актуальной проблемы взаимодействия международного и внутригосударственного права в соответствующих сферах. Многообразие национальных правовых культур и их специфика определяют характер и пределы возможного влияния на них международного права.

 

Продолжение...

20 сентября 2011 /
Похожие новости
      Международные связи сообществ и регионов Бельгии можно представить как уникальную модель, имеющую свою специфику по ряду параметров. Субъекты бельгийской федерации обладают
В доктрине международного права установление связи правовых проблем охраны окружающей среды и прав человека явление новое, наиболее отчетливо она прослеживается в Стокгольмской декларации 1972 г.
Испанское право является одной из старейших систем права в Южной Европе. Оно представляет собой сочетание римского права, местных обычаев и правовых норм, а также современного кодифицированного
  Для повышения эффективности международного права все большее значение приобретает поиск элементов всеобщности, близких, сходных идей не только в различных правовых системах, но и в духовном,
Основы земельного законодательства и права (сдо-геосервер)
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: