Македония – еще одна болевая точка Балкан

Вот уже два десятилетия о Балканах пишут много, этот регион привлекает интерес журналистов и ученых своими драматическими событиями в Хорватии, Боснии и Герцеговине.

С появлением (1991 г.) на политической карте Европы независимого македонского государства оно стало сразу вызывать интерес международного сообщества.

 

Македония – еще одна болевая точка Балкан

 

  • Во-первых, потому что Македонии, в отличии от других республик, удалось выйти из состава СФРЮ мирным путем, избежав военных столкновений.
  • Во-вторых, уже 20 лет это государство живет с временным названием и под таковым признана в ООН.

Виновником такой ситуации стала Греция, которая оспаривает у македонцев право называть свою страну Македонией. Греция решительно протестовала против названия республики Македония (ибо так называется область в Северной Греции) и против использования исторической греческой атрибутики в официальной македонской символике. Кроме того, Греция настаивала на определенных гарантиях со стороны Македонии, а именно на том, что та не имеет территориальных претензий к соседним государствам. Правительство Греции заявляло, что никогда не согласится, чтобы в названии соседней республики были греческое слово «Македония» или производные от него.

Таким образом, обретение Македонией независимости вызвало к жизни соперничество и претензии ее соседей, а тем самым и напряженность в отношениях с международными организациями. Именно поэтому государство не было принято в ООН под именем Республика Македония, а под дипломатическим нажимом со стороны Греции в апреле 1993 г. ей дали временное название «Бывшая Югославская Республика Македония (БЮРМ)». С активизацией сепаратистского движения в Косове возросла роль Албании как лидера албанского объединительного процесса на Балканах. Албания уже несколько десятилетий подкармливает агрессивный албанский национализм как средство для реализации своей идеи о «Великой Албании» – проекта объединения земель с большинством албанского населения. В такую Албанию вошла бы и часть Македонии. Об этом свидетельствуют и заявления официальных лиц Албании.

 

 

Албания сразу после распада Югославии активизировала политику, направленную на интернационализацию албанского вопроса на Балканах без собственного непосредственного вмешательства. Суть этой тактики заключалась в том, чтобы представить албанский народ в качестве «разделенного несправедливостью истории». Если албанский народ имеет большинство на какой-либо территории, то, следовательно, он имеет «историческое и моральное право на воссоединение и объединение». На это опирается «правовая составляющая» албанского вопроса. Поэтому Тирана убеждала мировое сообщество в том, что права албанского меньшинства «последовательно ущемляются» и именно этим можно объяснить возмущение и протесты албанцев во всем регионе.

В 2001 г. македонские организации в Албании призвали своих соотечественников не участвовать в переписи населения, поскольку власти не внесли в списки определение «македонец».

Согласно докладам Комиссии ООН по правам человека, у македонцев нет своих представителей во власти и парламенте, предоставляемые культурные права незначительны, государственное телевидение никогда не вещало на македонском языке, а албанское радио ведет трансляции на македонском языке в течение всего пяти минут в неделю. Образование на македонском языке проводится только в районе Мала-Преспа в нескольких начальных школах и всего до четвертого класса. Кроме того, Албания по-прежнему не признает Македонию под ее конституционным именем.

 

 

Вот уже 20 лет Македония живет и развивается с «временным» именем, которое изменить мешает позиция Греции. Греция с первых дней независимости македонского государства стала оспаривать право новой страны на название Македония.

Греция в ООН пролоббировала Резолюцию 817, обязывающую Македонию «вести переговоры» с ней для решения вопроса о собственном названии страны. Впоследствии Греция стала блокировать любые международные усилия Македонии по самоутверждению.

С конца 2005 г. Македония – официальный кандидат на вступление в Евросоюз, но Греция всячески препятствует ей на пути евроинтеграции, и по ее требованиям уже несколько раз откладывалось официальное начало переговоров о вступлении в ЕС.

В 2008 г. на саммите Североатлантического альянса в Бухаресте Греция наложила вето на вхождение Македонии в НАТО, вопреки воле всех остальных членов организации. Ныне Греция проводит наиболее активный антимакедонский внешнеполитический курс. Он направлен на навязывание нового имени македонскому государству.

Подобной политикой Греция пытается отвлечь внимание международного сообщества от сущности проблемы, связанной с албанским фактором на Балканах, усложнить положение Македонии, заставить ее пойти на уступки.

В настоящее время Македония уже фактически разделена на две части: македонцев и албанцев, проживающих компактно, обособленно и полунезависимо, которые полагают, что формальное закрепление сложившихся реалий только вопрос времени. Таким образом, в регионе Западных Балкан Греция и Албания способствуют ускорению самостоятельности албанского меньшинства.

Лидер коммунистической партии Греции Л.Папаригу недавно призналась в том, что в политических кругах Греции многие рассматривают сценарий «Великой Албании» в качестве способа для окончательного закрытия «македонского вопроса» и проблемы названия страны.

 

 

Греция уверена, что Евросоюз заинтересован в сохранении хороших отношений со странами-членами ЕС. И действительно это так. ЕС не предполагает серьезно давить на Афины в вопросе признания названия Республика Македония, а потому Греция не будет уступать в дальнейших переговорах с Македонией, предлагая ей согласиться на другие названия страны: Северная Македония, Республика Новая Македония, Республика Скопье, Центральная Балканская Республика, Славомакедония.

Отношения Македонии с Болгарией также складываются непросто. Следует отметить, что Болгария в современном региональном геополитическом пространстве в данный момент выступает в качестве достаточно стабильного славянского государства. Однако, получив от правительства Македонии уверения, что у Македонии нет территориальных претензий к Болгарии и став членом ЕС, в Болгарии всколыхнулись исторические амбиции.

Используя свое место в ЕС, Болгария уже несколько лет проводит политику «открытых дверей» для упрощенного предоставления болгарского гражданства македонцам при условии, что последние провозгласят себя «болгарами по происхождению и личному определению». Многие македонцы уже получили болгарское гражданство, но очередь перед болгарским посольством в Скопье не уменьшается. Сегодня болгарские депутаты в Европарламенте открыто поднимают вопрос о признании и защите прав искусственно созданного нового «болгарского меньшинства» в Македонии.

Характерно, что подобное требование исходит от страны-члена ЕС, которая, так же как и Греция, официально не признает существования македонского меньшинства у себя дома.

При поддержке своих греческих коллег болгарские чиновники в Брюсселе усердно работают над внесением соответствующих поправок в докладах Европейской комиссии, касающихся Македонии. Болгария умело использует европейский механизм для расширения своего влияния в Македонии, говорит о необходимости решать «двухсторонние открытые вопросы», хотя Македония полагает, что у нее нет спорных и нерешенных вопросов с Болгарией.

Последний сосед Македонии, Сербия, не противилась мирному выходу Македонии из состава СФРЮ и не оспаривала у македонского народа права на самоопределение, завоеванное в ходе совместной борьбы против фашизма. Кроме того, в Югославии были признаны права македонской нации и была создана республика. После выхода Македонии из состава Югославии, Сербия никак не угрожала самостоятельности республики. Ослабленная санкциями, морально раздавленная «гуманитарными бомбардировками» и ошеломленная сецессией своего южного края Косова, Сербия ныне является самым слабым участником в Балканском региональном клубе.

В целом в отношениях Сербии и Македонии ныне преобладает позитивная тенденция, основанная на взаимных экономических и политических интересах. Две страны объединяет общее югославское прошлое, а также стремление к евро-атлантической интеграции.

На задний план отошли взаимные претензии, большей частью связанные с церковным вопросом. В 1958 г. Македонская Православная Церковь добилась автономного статуса, а в 1967 г. самопровозгласила свою автокефалию. Ее самостоятельность в православном мире не признали. В 2002 г. сербский Патриарх Павел призвал к воссоединению Македонской и Сербской Православных Церквей, что вызвало серьезный конфликт между странами. Но напряженность в церковном вопросе удалось избежать благодаря начавшемуся диалогу между Сербской и Македонской Православными Церквями.

 

Подводя итоги, необходимо отметить, что Македония и после 20 лет независимости не имеет стабильности как во внутриполитическом, так и внешнеполитическом планах. Избежав войны с бывшими соседями по Федерации в 1991 г., Македония не смогла предотвратить столкновений внутри страны, когда в 2001 г. албанцы взялись за оружие.

Отношения с ближайшими соседями – Албанией, Грецией, Болгарией – оставляют желать лучшего.

 

 

Сегодня практически невозможно представить мирное существование балканских стран без иностранного вмешательства. К сожалению, силы НАТО в конфликте с албанцами в Македонии, на юге Сербии и в Косове показали, на чьей они стороне. Они проявили свои «особые отношения» к непримиримой борьбе албанского народа за свою независимость. С начала 90-х годов США стали помогать албанцам, поддерживая их в антиславянском противостоянии для окончательного вытеснения России из традиционного для нее региона. Именно «гуманитарными бомбардировками» США на Балканах продемонстрировали политическую доктрину, полностью исключающую принципы исторического права, интересов и прав коренных славянских народов. Поэтому будущее македонского государства, так же как и сербского, во многом, будет зависеть от перспективы развития так называемого «албанского национального вопроса» и отношения к нему, прежде всего США и НАТО.

Тем не менее балканским народам не чуждо чувство прекрасного. Они любят путешествовать, ездят по разным странам. Очень много представителей Албании, Македонии посещают Санкт-Петербург. Вопрос жилья многие решают очень просто: гостиницы Санкт-Петербурга цены

22 августа 2011 /
Похожие новости
      В конце III в. до н.э. в Греции шла Клеоменова война между Спартой и Ахейским союзом. Потерпев ряд поражений, ахейская федерация была вынуждена обратиться за помощью к
  В 1990-е гг. между Турцией и Грецией сохранялась напряженность по традиционно спорным проблемам, таким как ширина территориальных вод, континентального шельфа, размеры воздушных зон, линия
  Каждый эллинистический правитель желал иметь, помимо прав завоевателя, какую-то идеологическую базу для своего правления. В Азии и Египте эта основа была найдена в идее божественности царя.
Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) представляла собой не только эксперимент строительства коммунистического общества в многонациональном государстве, но и авторитарный вариант
    После Боснийского кризиса Евросоюз инициировал ряд программ для балканских государств: Руайомонский процесс укрепления стабильности и добрососедства в Юго-Восточной Европе (1995 г.),
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: