Информационно-коммуникационная революция

Предыдущая часть

 

Известный итальянский философ Умберто Эко прогнозировал разделение общества на две группы по способу потребления информации: тех, кто смотрит только телевидение, то есть получает готовые образы и готовое суждение о мире, потребляет готовый информационный продукт без критического осмысления получаемой информации, и тех, кто будет способен отбирать и обрабатывать информацию посредством компьютера.

 

Информационно-коммуникационная революция

 

Тем самым начинается разделение культур, существовавшее во времена Средневековья: между теми, кто способен был читать рукописи и, значит, критически осмыслять религиозные, философские и научные вопросы, и теми, кто воспитывался исключительно посредством образов в соборе – отобранных и одобренных их творцами.

И по мере увеличения численности интернет-пользователей, отказывающихся от потребления информации посредством традиционных каналов коммуникации, дифференциация в представлениях, в том числе и политических, у части общества, потребляющей информацию из онлайн-источников, и у части общества, традиционно приверженной классическим каналам массовой коммуникации, будет все более нарастать.

Стали появляться в ассортименте всевозможные научные развлечения, и совершенствовать свои знания стало проще. Физика, химия, гидрогеология и обществоведение - все теперь в виде игр и и других интересностей.

Учитывая же тот факт, что в офлайн-пространстве государство сегодня доминирует за счет монополии на основные СМИ, а в Сети существует конкуренция и здесь государство сегодня не имеет доминирующего положения, можно сделать вывод о том, что различия в представлениях офлайн- и онлайн-пользователей становятся еще более серьезными.

Таким образом, мы можем предположить, что информационно-коммуникационная революция и развитие новых технологий и средств коммуникации самым непосредственно изменяет массовое восприятие реальности, в том числе и политической, что непосредственно уже сегодня влияет на эффективность политического управления обществом посредством традиционных инструментов, ставя перед государствами и политическими институтами проблему выработки новых подходов к политической коммуникации с массами. И недооценка последствий внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в повседневную жизнь может стать мощнейшим фактором дестабилизации политической системы, связанной с резким падением эффективности классических массовых моделей управления общественным сознанием.

Кроме того, сегодня можно прогнозировать, что уже в ближайшем будущем мы можем столкнуться с проблемой разделения общества на две группы по представлениям относительно одних и тех же процессов, событий, политиков. И какие политические последствия это разделение принесет для нашего будущего, является актуальным вопросом, требующим своего пристального изучения.

И нам еще предстоит выявить и проанализировать те долгосрочные тенденции в изменении общественного сознания, которые связаны с внедрением в современную практику новых технологий массовой коммуникации. Очевидно одно: политический процесс и политическое управление, ориентированные на использование традиционных каналов массовой коммуникации, будут вынуждены все больше и больше трансформироваться по мере появления и распространения все новых и новых каналов массовой политической коммуникации в интернет-пространстве.

 

 

Еще одним немаловажным вопросом является то, кто именно будет формировать виртуальную реальность и создавать в онлайн-пространстве те виртуальные модели, посредством которых сегодня осуществляется политическое управление массами.

Если традиционные СМИ контролируются так называемой информационной элитой и во многих случаях государственные институты власти обладают монопольным правом на осуществление массового информационного воздействия на общество, то с кем придется конкурировать доминирующим сегодня в офлайне политическим силам в онлайн-пространстве, каким образом будет осуществляться эта конкуренция и приведет ли она к вытеснению альтернативных поставщиков информации и монополизации онлайн-ресурсов и каналов коммуникации подобно тому, как монополизированы сегодня офлайн-средства массовой коммуникации?

Неслучайно известный основатель концепции постиндустриального общества Д. Белл основной политической опасностью в развитии информационно-коммуникационных технологий считал то, что политическая элита, контролирующая СМИ и современные информационные ресурсы, может управлять распространением информации, либо скрывая важные сведения от общества, либо же наоборот, распространяя, в том числе и незаконно, информацию, имеющую отношение к частной жизни неугодных оппонентов. В любом случае речь идет о манипулировании общественным мнением в огромных масштабах посредством управления информацией.

Как, в свою очередь, отмечает известнейший немецкий специалист-политолог Клаус фон Байме, «иметь важную информацию значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от неважной означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает иметь двойную власть».

По мнению российского политолога М.Н. Грачева, деятельность меньшинства, имеющего контроль над информационными ресурсами, по созданию неравномерного доступа к информации представителей различных социальных групп, когда подвластное «наблюдаемое» большинство будет вынуждено довольствоваться сведениями, тенденциозно подобранными соответствующими службами по указанию и под контролем властвующего меньшинства, стремящегося «дозировать» степень собственной «видимости» с тем, чтобы выйти из ситуации информационного риска, может стать реальной угрозой для онлайн-пространства.

Если же монополии на медийные онлайн-ресурсы и каналы коммуникации государственным институтам власти в онлайн-пространстве добиться не удастся, то к каким политическим последствиям в аспекте перераспределения власти в обществе это может привести?

Кто будет конкурировать в новой виртуальной среде с традиционными институтами власти в аспекте создания образов, символов, моделей, симулякров?

Как это будет влиять на политическую стабильность государств в целом?

 

 

И здесь видна очередная потенциальная угроза: в соответствии с законом Эшби одно разнообразие можно победить только большим разнообразием. Если государство самостоятельно не создает символы и смыслы, то возникает угроза того, что этим займутся внешние субъекты в собственных интересах. И субъекты, обладающие высокой степенью разнообразия, будут способны конкурировать в онлайн-пространстве с традиционными институтами власти, подрывая их влияние и наполняя Интернет собственными символами, смыслами и симулякрами.

Очевидно, что субъект, обладающий более разнообразным арсеналом средств для коммуникации с целевыми аудиториями, имеет явное преимущество при работе в информационном пространстве по сравнению с субъектом, ограниченным в выборе средств, каналов и технологий коммуникации, что, несомненно, представляет определенную угрозу с позиций обеспечения информационной безопасности в масштабах целого государства, которое не развивает современные коммуникационные технологии.

В связи с этим уже сегодня для обеспечения информационной безопасности и защиты от внешнего влияния государство должно заниматься развитием методов работы в онлайн-пространстве и повышением их разнообразия.

Поэтому необходимость наличия развитой коммуникационной инфраструктуры и активное ее использование в государственно-политическом управлении являются на сегодняшний день одним из критичных условий для обеспечения политической стабильности и информационной безопасности государства, так как в случае отсутствия собственной коммуникационной инфраструктуры и навыков ее использования для информационной работы с гражданами любое государство подвергает себя риску потери контроля над собственным информационным пространством, что чревато в условиях глобализации мира весьма серьезными последствиями.

И неслучайно в ответ на потенциальные угрозы в онлайн-пространстве в Соединенных Штатах с 2009 г. в составе вооруженных сил США ускоренными темпами формируется Объединенное кибернетическое командование (Unified U.S. Cyber Command), подчиненное Стратегическому командованию Соединенных Штатов, а Военно-морские силы США 26 января 2010 г. создали специальные кибер-войска CYBERFOR.

 

Информационно-коммуникационная революция

 

Незадолго до этого аналогичное подразделение, в состав которого вошли военно-коммуникационные отряды, было создано и американскими Военно-воздушными силами.

При этом в США уже несколько лет действуют еще две структуры министерства обороны – Объединенная группа по операциям в глобальной сети (Joint Task Force – Global Network Operations, JTF-GNO) и Объединенное командование структурных компонентов сетевых боевых действий (Joint Functional Component Command – Network Warfare, JFCC-NW).

Первая решает вопросы непосредственного обеспечения безопасности компьютерных сетей Пентагона. Вторая занята подавлением активности враждебных США государств в Интернете и других электронных сетях. В ее задачи входит взлом вражеских компьютерных сетей и охрана электронных коммуникаций Министерства обороны.

Как можно увидеть, уже сегодня американцы уделяют вопросам безопасности в онлайн-пространстве серьезнейшее внимание на государственном уровне.

Безусловно, существуют и иные проблемы, связанные с онлайн-пространством, требующие внимательнейшего рассмотрения научным сообществом. Некоторые вопросы, возникающие с развитием интернет-технологий и их влиянием на офлайн-пространство еще только начинают ставиться или же не поставлены вообще. Мы рассмотрели лишь весьма незначительную часть тех вопросов, которые возникают в связи с бурным развитием новых форм политической коммуникации. Однако даже анализ малой части тех угроз и вызовов, которыми сопровождается информационно-коммуникационная революция в мировом масштабе, приводит нас к выводу о необходимости серьезнейшего изучения вопросов относительно того, какое влияние революционные изменения окажут на современное государство, общество, процессы перераспределения власти внутри его, роли традиционных средств массовой коммуникации, а также на трансформации классических моделей политического управления обществом и массовым сознанием.
16 августа 2011 /
Похожие новости
  Сегодня в России создаются специализированные фирмы, сотрудники которых обещают клиентам разработать и реализовать стратегию противодействия информационной войне, ведущейся против индивида,
  В России в период осуществления политики перестройки, стране навязывалась идеология классического либерализма, индивидуализма, нерегулируемого рынка как источника богатства и процветания...
  В современных условиях информационная индустрия является одним из главных источников развития общества. Отставание в этой сфере, напротив, равносильно потере статуса мировой державы.
  В мире постоянно происходит множество событий, но событиями в аспекте общественной значимости они становятся только при помощи СМИ...
Тенденция виртуализации публичной политики отмечается специалистами в области политической коммуникации и политического управления уже достаточно давно. В современной политической практике для
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: