СМИ в современном обществе

 

 

М. Паренти по поводу роли СМИ в современном обществе писал так: «СМИ отбирают большую часть информации и дезинформации, которыми мы пользуемся для оценки социально-политической действительности. Наше отношение к проблемам и явлениям, даже сам подход к тому, что считать проблемой или явлением, во многом определены теми, кто контролирует мир коммуникаций».

Иными словами, общественно значимой проблемой становится то, что в качестве таковой определяется средствами массовой информации. В мире постоянно происходит множество событий, но событиями в аспекте общественной значимости они становятся только при помощи СМИ, которые сами определяют, что значимо для общества, а что нет, привлекая внимание массовой аудитории к необходимым событиям и умалчивая нежелательные.

По большому счету, в социальной, общественной, политической сферах сегодня «реально» существует для массовой аудитории только то, что отражено в СМИ, только то, что существует в информационном пространстве. Если информация о событии, явлении или процессе не транслирована на массовую аудиторию с помощью СМИ, то для общества данное событие, явление, процесс попросту не существуют.

Если этого нет в новостях – значит, этого нет вообще. В связи с этим умолчание выступает в настоящее время одним из мощнейших инструментов манипуляции общественным сознанием. Таким образом, посредством СМИ в общественном сознании существенным образом трансформируется представление о реальной действительности, что является основным эффектом манипулятивного воздействия.

Например, суть современной манипуляции состоит даже не в том, чтобы сформировать выбор того или иного политика или политической партии в избирательной кампании, а в том, чтобы сконструировать такую реальность, в рамках которой электорат вообще воспринимает выборные институты и выборные процедуры как единственно легитимную и эффективную форму выражения воли народа, признает те условия, нормы и правила игры, установленные правящей политической элитой, даже если этот самый режим не пользуется поддержкой.

Помимо управления информированием массовой аудитории о происходящих событиях СМИ также активно используются для формирования определенного отношения общества к освещаемым событиям (оценка события также определяется СМИ и может варьироваться от резко негативной до одобрительной и восторженной).

Помимо этого, посредством СМИ в обществе задаются определенные стандарты, нормы и модели поведения, а также массовые предпочтения, выгодные для субъекта манипуляции, формируются стереотипы восприятия политической действительности и соответствующие им установки, политическое сознание в целом, а также внедряются строго определенные политические ценности.

 

 

У большинства людей возникает потребность в упорядочивании того политического хаоса, который они видят вокруг себя, в связи с чем предлагаемые манипуляторами простые и понятные модели-стереотипы являются востребованными со стороны общества.

Говоря о роли СМИ в осуществлении политического управления общественным сознанием, также следует уделить внимание такой сфере деятельности СМИ, которая непосредственно связана с формированием виртуальных моделей, как создание мифов, о которых известный американский специалист в области политической пропаганды и автор книги «Техника пропаганды в мировой войне» Г. Лассуэлл, отводивший мифам в политической пропаганде важнейшую роль, дал следующее определение: «Политический миф – это комплекс идей, которые массы готовы рассматривать в качестве истинных независимо от того, истинны они или ложны в действительности».

Известных российские специалисты-политологи В.П. Пугачев и А.И. Соловьев также подчеркивают важное значение политических мифов при воздействии на общественное сознание, замечая, что технологии политического манипулирования обычно основываются на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы и воспринимаемых преимущественно на веру, без рационального, критического осмысления.

Аналогичное мнение по поводу весьма значимой роли политических мифов в управлении общественным сознанием высказал и известный специалист Герберт Шиллер, который в своей работе «Манипуляторы сознанием» выделил пять ключевых социальных мифов, которые обеспечивают стабильное функционирование США, а также существующие в американском государстве политический режим и общественный порядок.

До последнего времени виртуальные образы создавались посредством трансляции необходимого контента в традиционных СМИ в рамках массовой коммуникации. Сегодня данный подход по-прежнему является доминирующим при осуществлении информационной работы в рамках политического управления общественным сознанием.

Однако в условиях происходящей сегодня в мире информационно-коммуникационной революции появляются и новые способы и каналы массовой коммуникации, в первую очередь в Интернете, которые могут повлиять на изменение традиционных моделей массовой коммуникации в политическом управлении.

Можно констатировать, что на сегодняшний день доступные для коммуникации новые технологии существенным образом изменили, и будут изменять, в технологически развитых демократиях и способы воздействия на общественное мнение в рамках современных политических кампаний, все активнее проникая в основные сферы жизни общества, трансформируя способы коммуникации как внутри его, так и между обществом и властью, изменяя модели поведения как коммуникаторов, так и целевых аудиторий коммуникации, что неизбежно приведет, и уже приводит, к существенному изменению способов и моделей ведения современных политических кампаний.

Можно поставить ряд вопросов, ответы на которые помогут осмыслить ту роль новых форм политической коммуникации, которую они будут играть уже в ближайшем будущем.

Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что новые средства коммуникации непосредственным образом могут влиять на изменение нашего восприятия окружающей реальности.

Так, известный американский теоретик в области массовой коммуникации П. Хейер считал, что средства хранения и передачи информации не являются нейтральными, а «способ организации и передачи наших знаний о мире сильнейшим образом влияет на природу восприятия мира и то, каким образом мы познаем мир».

Данное представление во многом созвучно известному маклюэновскому выражению: «The medium is the message» (средство коммуникации – это сообщение).

В свою очередь, еще один сторонник медийной теории, известный специалист Р. Дейберет в своей книге «Пергамент, печать и гипермедиа: коммуникации в процессе трансформации мирового порядка» пишет: «...поскольку коммуникации являются жизненно важной частью человеческого существования, постольку любые изменения в способах коммуникации имеют существенные последствия для распределения власти внутри общества, для изменения индивидуального и социального сознания, а также для пересмотра общественных ценностей».

При этом традиционные модели массовой коммуникации предполагают асинхронную коммуникацию (преимущественно вертикальное информирование общества сверху вниз). При этом сама масса рассматривается как аморфная, неструктурированная, не обменивающаяся информацией друг с другом совокупность индивидов. Кроме того, в классическом понимании масса внесоциальна – в ней нет границ между социальной, религиозной, демографической принадлежностью.

Безусловно, структурирование масс существует, и еще Лазарсфельд показал некую структурированность масс вокруг лидеров общественного мнения. Однако на практике определить основания и признаки структуры в традиционном обществе достаточно трудно.

 

 

Если же посмотреть на современное интернет-сообщество, то его уже нельзя назвать массой, даже несмотря на многомиллионную аудиторию пользователей Интернета.

В первую очередь, интернет-сообщество великолепно структурировано на уровне горизонтальных связей и не является той аморфной массой, модели коммуникации с которой разрабатывались в рамках классических теорий политической коммуникации.

Функционирование многочисленных тематических сообществ в онлайн-пространстве структурирует интернет-пользователей по группам, в которых можно в большинстве случаев четко выделить социальные, демографические, религиозные и иные характеристики, что также выделяет интернет-сообщество в отдельный феномен современной общественной жизни.

Таким образом, мы можем констатировать, что интернет-сообщество – это не масса в ее традиционном понимании и классическое представление о массе требует своей актуализации для огромной аудитории онлайн-пользователей, а в условиях доминирования в интернет-пространстве горизонтальных коммуникаций между пользователями традиционные модели асинхронной массовой коммуникации не будут работать либо же будут работать с непредсказуемым результатом, что, по нашему мнению, неизбежно приведет к необходимости смены моделей массовой политической коммуникации.

Иными словами, традиционные каналы массовой коммуникации или не оказывают необходимое воздействие на сетевое сообщество, или же оказывают его специфическим образом, который до конца не изучен. Сама постановка вопроса о том, как традиционные СМИ воздействуют на онлайн-сообщество, сегодня практически отсутствует в политическом дискурсе.

В результате изучения современного опыта коммуникации в интернет-пространстве можно сделать предположение, что на уровне горизонтальных связей в процессе горизонтальной коммуникации возникает собственный сетевой контент, который отличается от транслируемого посредством традиционных средств массовой коммуникации.

Поэтому восприятие тех или иных процессов, событий, субъектов политики начинает различаться существенным образом с представлением, которое формируется в рамках традиционных моделей массовой коммуникации. Неслучайно рейтинги различных политиков и партий, а также отношение к ним в офлайн- и онлайн-пространствах существенным образом различаются уже сегодня, то есть мы наблюдаем дифференциацию людей по их представлениям относительно реальной действительности.

 

Продолжение...

20 августа 2011 /
Похожие новости
 Функции политической культуры. Политическое сознание, его уровни и типы
Политическая культура общества формируется под воздей­ствием ряда факторов, которые определяют ее механизм формирования.
Политическое сознание и политическая культура составляют духовный компонент политической системы общества. Их час­тичное совпадение и различие является скорее концептуальным, чем предметным.
Информационно-коммуникационная революция и развитие новых технологий и средств коммуникации самым непосредственно изменяет массовое восприятие реальности...
Тенденция виртуализации публичной политики отмечается специалистами в области политической коммуникации и политического управления уже достаточно давно. В современной политической практике для
Комментарии
Здравствуйте! Подводя итог, можно с уверенностью заявить, что роль интернет-изданий в современном обществе огромна. Данные СМИ постепенно вытесняют на второй план печатные периодические издания.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: