Принципы иммиграционной политики Н. Саркози

Франция традиционно считалась одной из самых «гостеприимных» стран для иммигрантов. Последние рассматривались как необходимое звено нормального функционирования общества, позволяющее восполнить нехватку дешевой и нетребовательной рабочей силы, а также решить демографические проблемы в связи со старением населения. Прибывающие в страну иностранцы достаточно легко устраивались на работу, привлекались левыми силами к совместным политическим выступлениям в защиту своих прав. Некоторые из них, заработав деньги, возвращались к себе на родину, другие, оставшись, вливались в жизнь Франции.

 

Принципы иммиграционной политики Н. Саркози

 

Проблемой массовая иммиграция стала в связи с мировым экономическим кризисом первой половины 70-х годов, стагнацией и ростом безработицы. Кроме того, в последние десятилетия ХХ в. начал меняться характер иммиграции, которая постепенно становилась не столько рабочей, сколько поселенческой.

Иммигранты отныне рассматривались как конкуренты, занимающие те рабочие места, которых и без того не доставало коренным французам, а также претендующие на социальную помощь. Все это привело к появлению во французском обществе негативного отношения к вновь прибывшим, вплоть до ксенофобии.

Начиная с 1974 г. Франция пошла по пути ограничения иммиграции, допуская в страну в основном политических беженцев и членов семей иммигрантов. Но такая политика вызвала рост нелегальной иммиграции. Появились также два новых фактора, которые оказывали существенное влияние на процесс иммиграции и на формирование иммиграционной политики Франции. Речь идет, во-первых, о глобализации, – объективном процессе, который, с одной стороны, способствовал усилению иммиграционных потоков, размыванию понятия национальной идентичности, а с другой – обострил потребность людей в ощущении принадлежности к какой-либо группе, общине, нации, побуждая их к объединению, в том числе и в этнорелигиозные группы. Во-вторых, прогресс европейской интеграции привел к тому, что решение многих вопросов иммиграционной политики было вынесено на наднациональный, общеевропейский уровень, что наложило определенные ограничения на деятельность в этой области французского правительства, вынужденного считаться с общеевропейскими директивами и постановлениями.

В это же время обострилась проблема интеграции иммигрантов во французское общество. Отсутствие работы или случайные заработки иммигрантов, приезжающих по линии воссоединения семей, сужали возможность их непосредственных контактов с французами и не стимулировали их интегрирование в жизнь французского общества.

Но главное, изменился этнорелигиозный состав иммигрантов. В результате ислам вышел на позиции второй религии страны.

 

Принципы иммиграционной политики Н. Саркози

 

Доля иммигрантов в населении Франции значительно выросла. Речь идет, естественно, только о законных иммигрантах. Со всей остротой встал вопрос обеспечения такого большого числа приезжих работой, достойным проживанием, всем социальным пакетом, без чего их интеграция представлялась еще более проблематичной.

Иммигранты не только испытывали большие трудности при интеграции в жизнь французского общества, но зачастую и не чувствовали потребности в этом. Концентрация вновь прибывающих иностранцев в отдельных компактных местах проживания привела к появлению своего рода гетто, где жизнь протекала по своим законам, а уровень безработицы и преступности был значительно выше среднего.

Реальной стала угроза единству нации, стабильности в стране. Был поднят вопрос о сохранении французской национальной идентичности. Таким образом, к концу ХХ в. проблема интеграции встала со всей остротой.

Сложившаяся ситуация вынудила власти перейти к решительным действиям по упорядочению интеграционных процессов в стране. Поворот в иммиграционной политике Франции наметился со времени прихода Н. Саркози на пост министра внутренних дел (2002 г.) и закрепился в последующие годы. Основополагающие законы в этой области были приняты в 2003–2006 гг.

 

Принципы иммиграционной политики Н. Саркози

 

Для проведения сбалансированной иммиграционной политики власти исходили из взаимозависимости и взаимообусловленности ее основных аспектов: необходимости обеспечить интеграцию иммигрантов в жизнь французского общества, что невозможно без ограничения притока нежелательной иммиграции.

Для решения проблем по сокращению притока иммигрантов и по их интеграции была выработана новая стратегия – избирательная иммиграция, которая предполагала активные действия правительства по разным направлениям.

 

Принцип избирательной иммиграции.

 

 

Пересмотрев политику отказа от рабочей иммиграции, правительство стремилось привлекать иммиграцию избирательную, отобранную в соответствии с экономическими потребностями страны. Были приняты меры по стимулированию приезда в страну квалифицированных работников, а также по созданию благоприятных условий для привлечения выдающихся специалистов и талантливых многообещающих молодых людей.

Такое изменение политического курса объяснялось многими причинами. Прежде всего, несмотря на значительный уровень безработицы, в том числе и безработицы среди иностранцев, во Франции в некоторых секторах экономики, как это показали, в частности, исследования, представленные в 2006 г. в докладе Центра стратегического анализа, существовала и нехватка специалистов. Речь шла о таких областях, как строительство, общественные работы, машиностроение, гостиничное и ресторанное дело, работа в больницах. На вакантные места требовались, как правило, работники средней квалификации, но в докладе отмечалась, что «с уходом на пенсию многочисленного поколения людей, родившихся сразу после войны, возрастет также и потребность в высококвалифицированных работниках».

Кроме того, преследовалась цель привнести качественные изменения во французскую иммиграцию. Иммигранты, приезжавшие в основном по линии воссоединения семей, отличались по своему уровню образования и квалификации от иммигрантов, живущих в других западных странах.

Такие иммигранты, находящиеся, по сути, на нижней ступени социальной лестницы, оказывались наиболее уязвимыми при малейших неблагоприятных изменениях конъюнктуры, нуждались в наибольшей социальной защите, и, вместе с тем чаще всего именно эти слои населения служили питательной средой для преступности. К тому же, стимулируя прибытие в страну образованных иммигрантов, власти могли бы хоть частично компенсировать «утечку мозгов» из самой Франции, то есть переезд образованных высококвалифицированных французов в другие страны, прежде всего в США и Великобританию.

 

Сокращение семейной иммиграции.

Принципы иммиграционной политики Н. Саркози

 

Правительство взяло курс на сокращение, насколько возможно, семейной иммиграции, которая стала к началу XXI в. не только главным источником роста иммиграции во Францию, но также и главным путем проникновения в страну незаконных иммигрантов. После закрытия границ для рабочей иммиграции брак (часто фиктивный или принудительный) с лицом французской национальности стал очень распространенным способом получения права на проживание во Франции, так же как и признание (часто фиктивное) отцовства ребенка, имеющего французское гражданство.

Благодаря законам, принятым в 2003 и 2006 гг., был поставлен жесткий барьер для злоупотреблений в этой области. Въезд в страну по линии семейной иммиграции больше не означал скорого получения права на окончательное обустройство во Франции. Были установлены санкции против фиктивных браков, заключаемых для получения вида на жительство во Франции.

Лицам, вступающим в брак за границей, стало необходимо получить сертификат от консульских служб Франции о возможности заключения брака. Для выдачи такого сертификата консульские службы должны были рассмотреть документы будущих супругов, при необходимости встретиться с ними для предупреждения заключения фиктивных или насильственных браков.

Для борьбы со злоупотреблениями при признании иностранцем ребенка-француза в законе указывалось, что отныне родитель не получал по факту признания отцовства удостоверение личности иностранца, постоянно про-живающего во Франции. Он мог рассчитывать только на получение временного вида на жительство с указанием «частная и семейная жизнь» при условии, что он активно принимал участие в материальном обеспечении и воспитании ребенка. Закон также отменил узаконение положения нелегального иммигранта, если он прожил в стране в течение не менее 10 лет, что прежде делало Францию страной, в высшей степени привлекательной для нелегальной иммиграции.

Закон об избирательной иммиграции от 2006 г. вызвал бурю негодования в левых и левоцентристских СМИ. Представители различных гуманитарных ассоциаций, религиозных кругов, левых партий, интеллигенции, профсоюзов единодушно обрушились с яростной критикой на принцип избирательной иммиграции, которую они называли «иммиграция разового использования (одноразовая иммиграция)», или «выбрасываемая иммиграция». С их точки зрения, положение иностранцев в результате проведения такой реформы становилось более хрупким и уязвимым.

Тем не менее нельзя утверждать, что такая позиция оказалась близка большинству французов.

Взяв курс на избирательную иммиграцию, власти руководствовались экономическим прагматизмом и проявили политическую твердость, стремление преодолеть тревожную ситуацию в области иммиграции, сложившуюся к этому времени. Отвергая как позицию крайне левых сторонников полного открытия границ, так и точку зрения крайне правых, выступающих за «нулевую» иммиграцию, закон предлагал некий средний вариант, который мог бы переломить тревожное положение в области иммиграции.

Однако противопоставление нежелательной, случайной иммиграции, под которой подразумевается иммиграция семейная, иммиграции избирательной, трудовой, не вполне логично. Ведь иммигранты, приезжающие во Францию работать, захотят вызвать к себе членов своих семей, и наоборот, члены семей пытаются устроиться на работу, так что эти два вида иммиграции тесно взаимосвязаны, и, как, например, считает социолог Эрик Фассен, «вряд ли возможно, поощряя избирательную иммиграцию, одновременно сдерживать иммиграцию случайную». Скорее речь может идти о том, чтобы увеличить долю рабочей иммиграции в ущерб иммиграции семейной.

 

 

 

Соотношение между двумя видами иммиграции, действительно, стало меняться, однако не столько за счет прироста рабочей, то есть избирательной, иммиграции, сколько за счет сокращения иммиграции семейной. Статистические данные говорят о том, что новый политический курс на сокращение семейной иммиграции начал приносить ожидаемые результаты.

 

Продолжение...

09 августа 2011 /
Похожие новости
  Образование на политической карте Европы блока стран с единой валютой. Едиными границами, единым рынком также положительным образом сказалось на развитии миграционных процессов на всем
Иммиграция, вернее, борьба с незаконной иммиграцией, которая сегодня является угрозой благополучию развитых европейских стран, одна из главных «личных» тем Николя Саркозиполитика. Еще на
Обострение кризисных ситуаций по мере развития глобализации выдвигает на первый план проблему регулирования стихийных процессов в целях адаптации человечества к новым условиям существования. Решающее
    Обострение кризисных ситуаций по мере развития глобализации выдвигает на первый план проблему регулирования стихийных процессов в целях адаптации человечества к новым условиям
  Для решения проблем по сокращению притока иммигрантов и по их интеграции была выработана новая стратегия – избирательная иммиграция, которая предполагала активные действия правительства
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: