Внешняя и оборонная политика КНР

Взгляд из Вашингтона

Внешняя и оборонная политика КНР

В ХХI в. центр тяжести мировой политики все больше дрейфует в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, где наиболее сложной обстановкой отличается Юго-Восточная Азия. В этом регионе расположены или имеют интересы великие державы: Индия, Китай, Россия, США, Япония и другие быстроразвивающиеся государства. В значительной степени происходящий геополитический тектонический сдвиг определяется вектором и характером развития отношений между КНР и США. Для США значимость Азиатско-Тихоокеанского региона увеличивается как с точки зрения возможностей, так и рисков.

Чтобы понять американскую политику в данном регионе, необходимо рассматривать ее через призму приоритетов глобальной стратегии президента Б. Обамы. Они заключаются в следующем:

  • сохранение американского доминирования с помощью поддержания выгодного для США баланса силы в мире;
  • недопущение появления равных по силам государства-соперника или коалиции держав, которые могли бы нарушить сложившийся баланс силы в каком-либо важном для США регионе;
  • недопущение получения доступа к ядерному оружию и ОМУ потенциальными противниками США, к которым относятся как государства, так и негосударственные акторы, укрепляя режим нераспространения с упором на дипломатические средства, но не исключая силовые.

Эти приоритеты сохранились со времен холодной войны, но сегодняшняя геополитическая обстановка в регионе характеризуется тем, что есть бурно развивающиеся Индия и Китай, пугающая своей ядерной программой и непредсказуемым поведением Северная Корея, а также стремящиеся сохранить статус-кво такие государства, как США, Австралия, Япония и Южная Корея.

Американское видение эволюции региона заключается в выделении ряда ключевых трендов, затрагивающих интересы США и вынуждающих их реагировать уже не по лекалам времен холодной войны.

Во-первых, беспрецедентный экономический бум, в первую очередь Китая и других стран этого региона, требует определения их адекватного места в мировом экономическом порядке.

Во-вторых, экономический рост уже начал конвертироваться в увеличивающееся военно-политическое влияние и в стремление создать новую архитектуру безопасности в регионе.

В-третьих, набирает обороты военная модернизация, когда, по словам министра обороны США Р. Гейтса, растущие страны стремятся приобрести мощь, соответствующую их экономической силе, а малые государства пытаются сохранить свои позиции в меняющемся региональном порядке. Этот геополитический сдвиг в регионе привел к тому, что американские руководители признали необходимость изменения своей стратегии в Юго-Восточной Азии. Традиционно региональная архитектура безопасности выглядела в виде «колеса», где США играли роль «втулки», в которую вставлялись «спицы» – двусторонние альянсы США со своими союзниками. При этом союзники замыкались на Соединенные Штаты и были слабо связаны друг с другом. В настоящее время признается, что эта конструкция не вполне адекватна современным реалиям. Модернизация американской стратегии пошла по следующим генеральным направлениям:

Во-первых, руководство страны решило увеличить свое военное присутствие в регионе, в частности, усилить свою базу на о. Гуам и двинуться дальше на восток.

Во-вторых, начал расширяться спектр применения силы от традиционного сдерживания до применения сбалансированной национальной силы, состоящей из «жесткой» и «мягкой» составляющей.

В-третьих, США предложили своим союзникам внести больший вклад в обеспечение своей безопасности, не нанося ущерба союзническим отношениям с США.

В-четвертых, США направили свои усилия на укрепление старых связей, как, например, с Австралией, так и на расширение своих отношений в области безопасности с бывшими противниками, как Вьетнам.

При этом руководство США считает, что главная цель – это не только укрепление роли США в регионе, но и сближение своих союзников и партнеров друг с другом для налаживания многостороннего сотрудничества и решения совместных задач. Однако и при такой политике двусторонние связи не приносятся в жертву.

Особенное значение сегодня приобретают американо-китайские отношения. Они характеризуются, по высказыванию государственного секретаря Х. Клинтон, тем, что Америка и Китай достигли такого решающего момента, когда как большие, так и малые выборы, которые им предстоит сделать, будут формировать направление развития их отношений. С другой стороны, американские официальные лица и эксперты почти единодушно отмечают, что эти отношения проходят испытание под влиянием китайской напористости, которая получила название «чувство триумфа». Китайское руководство полагает, что экономический кризис доказал превосходство китайской политической и социально-экономической модели, подчеркивая, что сегодня Китай на подъеме, а Запад в упадке.

Политика президента Б. Обамы в Юго-Восточной Азии состоит из трех составляющих:

Первая – это активная вовлеченность США в процессы данного региона, которая включает расширение не только военного присутствия, но и американских невоенных программ.

По словам американских официальных лиц, перед страной стоит непростая региональная задача по созданию многостороннего потенциала под американским руководством, нацеленного на некоторые ключевые вызовы в регионе.

Вторая составляющая – выстраивание отношений с Китаем, имея в виду быстрый рост его геополитического и экономического веса и влияния в регионе, а в перспективе – за его пределами.

Государственный секретарь Х. Клинтон указывала, что второй элемент стратегии США – установление взаимного доверия с Китаем. В этой связи одной из главных задач двусторонних отношений является создание культуры сотрудничества и совместного разрешения конфликтов интересов.

Экономический аспект остается также важным фактором. США вместе с Китаем должны ориентировать свои экономики так, чтобы обеспечить устойчивый сбалансированный глобальный рост. Однако, как подчеркивает Х. Клинтон: «Сегодня G-2 не существует». Большое значение уделяется публичной дипломатии как еще одному важному инструменту создания новой культуры отношений. С этой целью Китай и США запустили новую программу по обмену студентами в количестве 100 тыс. человек.

Третий элемент – это налаживание и расширение сотрудничества в борьбе с общими угрозами и вызовами, такими как глобальная рецессия, распространение ОМУ, терроризм, пиратство, изменение климата, ядерные программы Ирана и Северной Кореи.

Главной проблемой, которая стоит на пути реализации этой стратегии, является опирающаяся на свой растущий экономический потенциал целенаправленная и напористая политика Китая, направленная на оказание все большего влияния на события и процессы, в первую очередь в Юго-Восточной Азии, по принципу расширяющихся концентрических кругов.

Это положение подводит американских экспертов к выводу, что «реформы все более выталкивают Китай в глобальное международное окружение, в котором внешние факторы не могут быть отделены от внутренней китайской среды, и наоборот.

 

 

Это двуединое восприятие привело руководителей партии к заключению, что до 2010 г. они должны сконцентрировать свои усилия на разрешении и использовании внешней напряженности, особенно в отношениях с великими державами, для сохранения благоприятного для Китая окружения».

В подготовленном Пентагоном ежегодном докладе конгрессу о «Развитии Китайской Народной Республики в военной области и безопасности» (2010 г.) подчеркивается, что политика Китая движима рядом факторов, причем некоторые из них находятся вне контроля руководства Китая. В эти факторы входят: национализм, усиленный экономическим развитием страны, сам экономический рост, требующий все больше ресурсов, внутреннее политическое давление, демографическое давление, экология, проблема Тайваня и региональные проблемы, связанные с такими странами, как КНДР, Афганистан, так и территориальные претензии.

В Юго-Восточной Азии территориальные споры Китая со своими соседями могут быть весьма серьезными по последствиям, так как сталкивают Китай со многими крупными странами.

Американские эксперты весьма внимательно следят за эволюцией стратегии Китая. Они считают, что в Китае есть общее понимание относительно главной цели Китая: добиться того, чтобы внешние условия были благоприятными для внутреннего развития страны. Однако, по мнению американских специалистов, в Китае возникают противоречия относительно способов достичь эту цель. Расхождения возникли между политическим руководством и военными, а также среди различных групп внутри академической и экспертной среды.

 

Внешняя и оборонная политика КНР

 

В китайской академической и экспертной среде американские эксперты выделяют следующие группы:

  •   первая группа считает, что Китай должен следовать указаниям Дэн Сяо Пина и проводить сдержанную, не амбициозную политику, всячески избегая претензий на лидерство;
  •   вторая группа полагает, что Китай должен проводить более активную политику на региональном уровне, включая США. Цель такой политики заключается в «увеличении китайского влияния и заверении соседей и более отдаленных великих держав в том, что подъем Китая не будет иметь дестабилизирующий эффект на их безопасность»;
  •   в соответствии с подходом третьей группы Китай должен быть жестче и более напорист в защите своих интересов, противодействуя усилиям США сдержать Китай или его влияние на таких акторов в Юго-Восточной Азии, как Тайвань, Южная Корея и др.

Похоже, что настоящая стратегия КНР колеблется между вторым и третьим подходом.

Китайская внешняя политика все больше определяется геоэкономическими интересами, потребностями в ресурсах и рынках сбыта своей продукции.

В Глобальной оценке угроз разведывательного сообщества США отмечается, что «активное преследование и сильная защита Пекином своих интересов за границей частично направлены на обеспечение доступа к рынкам, сырью, ресурсам и поставкам энергоносителей, которые являются жизненно важными для устойчивого экономического роста и стабильности в стране». В этой связи особенно актуальной задачей китайской стратегии становится обеспечение безопасности и свободы прохода по морскому пути из Индийского океана через Малаккский пролив в Южно-Китайское море.

Внешняя и оборонная политика КНР

По большому счету, Китай стремится к тому, чтобы освободиться от американского контроля над этими путями. В значительной степени на это, видимо, и направлен стремительный рост военного потенциала Китая, вызывающий большую озабоченность в американском руководстве.

 

Продолжение...

16 августа 2011 /
Похожие новости
Геополитическая трансформация мира и особенности развития СНГ
    США являются одной из ведущих держав современности, чья экономика носит поистине глобальный характер. В немалой степени этому способствовала успешная реализация экономической
  По мнению американских экспертов, Китай постепенно наращивает свои усилия в военной сфере по нескольким направлениям...
С начала 90-х годов XX в. происходит трансформация подхода к обеспечению региональной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Из-за изменения расстановки сил в регионе после окончания
Всё больше имеет место рассредо­точение  силы и влияния в международных отношениях.
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: