Барселонский процесс: безопасность в Средиземноморье

Предыдущая часть

 

В рамках развития Барселонского процесса европейские страны, а также НАТО прикладывают значительные усилия к снижению угроз безопасности в Средиземноморье.

 

Барселонский процесс: безопасность в Средиземноморье

 


За последние два десятилетия отношения ЕС и Южного Средиземноморья развивались в формате сотрудничества, в том числе через программы МЕДА (программы помощи в развитии стран Средиземноморья), которые являются финансовым инструментом строительства взаимоотношений в регионе. К сожалению, политике ЕС свойственен протекционизм, который приводит к экономическим взаимоотношениям на неравноправной основе. Указанные позиции ЕС развивают предубеждение и недоверие со стороны государств Юга Средиземноморья, что ослабляет эффективность европейской стратегии.
Инициативы Североатлантического альянса в Средиземноморском регионе направлены на формирование механизмов двустороннего и многостороннего взаимодействия в форме встреч, консультаций и дискуссий, в процессе которых странам – не членам альянса разъясняются перспективы будущего развития НАТО и функции этой организации по сохранению международной безопасности и стабильности. Эксперты отмечают, что в начале XXI в. НАТО удалось наладить более регулярные консультации по комплексным проблемам безопасности региона в многостороннем формате. Сотрудничество в военной сфере с использованием новых форм и методов строительства взаимоотношений, особенно по вопросам оперативной совместимости и модернизации национальных вооруженных сил стран региона, позволило НАТО добиться определенных успехов в вовлечении южных средиземноморских стран в орбиту альянса.

 

Барселонский процесс: безопасность в Средиземноморье

 


Ограничениями данного процесса служат противоречия между декларациями ЕС по вовлечению мусульманского Средиземноморья в процессы социально-экономического развития и подлинными интересами европейских стран в данном регионе.
Исследователи отмечают, что усилия европейцев направлены прежде всего на доступ к энергоресурсам по устраивающим их ценам. Развитые страны также интересует расширение своей доли рынков в исламских странах, а также распространение на востоке и юге Средиземноморья идей и практики либеральной демократии. Попытки насаждения извне принципов либерализма и демократии приносят немало проблем мусульманскому миру, поскольку грозят расколом общества. Переход части членов традиционного общества к либерально-демократическим ценностям модернизированного общества приводит к значительному обострению внутренних проблем в странах ислама, что вполне осознается их политической элитой.

 

Барселонский процесс: безопасность в Средиземноморье 
 

Государствам, вовлеченным в Барселонский процесс, до последнего времени не удавалось выработать на согласованной основе эффективных договоренностей в различных сферах обеспечения безопасности, в том числе в отношении мер доверия и контроля над вооружениями. К этому приводит, прежде всего, отсутствие совместно выработанного понимания сущности безопасности Севера и Юга Средиземноморья. Сохранение существенных различий между Севером и Югом за счет культурного, национального и религиозного своеобразия, менталитета, понимания процессов в современном мире определяет дифференциацию подходов к любой проблеме.
Сложность и транснациональный характер проблем безопасности в регионе, обусловленные ростом националистических тенденций в ряде стран, дополняются развитием в некоторых из них исламизма, стремящегося к политической власти.
Народные выступления против правящих режимов в ряде арабских стран в начале 2011 г. стали сложным испытанием поддержания безопасности в Средиземноморье.
По мнению части российских и зарубежных политологов, революции в арабских странах имеют свою внутреннюю природу. Накопился серьезный "взрывной" материал, что побудило массы народа выходить на улицы и требовать отставки лидеров, многие годы возглавлявших эти государства. Движущей силой выступлений в основном является образованная молодежь, которая не находит рабочие места у себя в стране, лишена возможности серьезной вертикальной мобильности, не может смириться с высоким уровнем коррупции и пытается сегодня, здесь и сейчас улучшить свои жизненные условия, социальный статус и материальное благополучие. Эксперты не исключают воздействия и других факторов, например политического, заключающегося в стремлении народов ликвидировать тоталитарные режимы, демократизировать власть.
Есть мнение, что имеется американский фактор экспорта "цветных революций" в рамках демократизации этого региона.

 

Барселонский процесс: безопасность в Средиземноморье

 


Некоторые полагают, что США поддерживают переход к тому, что Запад считает «новыми типами демократии» за счет демонтажа прозападных в целом режимов, превратившихся за несколько десятилетий в авторитарные диктатуры. Однако, как отмечает ученый, нет уверенности, кто придет к власти в каждой из нестабильных стран - демократические силы или исламские фундаменталисты.
Сейчас многим на Западе кажется, что в исламском мире много продвинутой молодежи, которая хочет жить, как в Европе. Поэтому западные аналитики, видя то, что происходит в Египте, в Ливии и Тунисе, считают, что и у остального исламского мира есть шанс на европеизацию. Исследователи предостерегают, что в данном случае имеют место явления гораздо более сложные, обладающие противоречивой внутренней природой. С одной стороны, это действительно недовольство долгими сроками правления авторитарных лидеров, а с другой процессы в Северной Африке и арабском мире имеют мало общего с движением к либеральной демократии западного типа.
Революции в странах арабского мира и Северной Африке по своим последствиям напоминают то, что происходило в Восточной Европе и СССР два десятилетия назад. Ученый видит в современных процессах окончательное разрушение действия биполярной системы, когда мир был поделен на два противоположных лагеря и своим союзникам прощались и тоталитаризм, и репрессии против собственного народа, и коррупция, и нарушение человеческих прав и международных процедур.
Целями смены коммунистических режимов в странах Восточной Европы и бывшего СССР виделись установление принципов западной демократии, свободы и правил свободного рынка, а также деидеологизация сознания. Революции, которые наблюдаются сейчас, имеют менее четко сформулированные цели, однако среди них важное место занимает достижение большего национального суверенитета.
происходят в сильно изменившемся мире, исследователь подчеркивает: "Все влиятельные мировые игроки, имеющие существенные интересы в регионе, рано или поздно, но пришли к общим позициям и выработали единое отношение к происходящему, встав на сторону народа как в тех государствах, где он доказал свою решимость сместить режим, так и в тех, где народ потребовал фундаментальных изменений в системе национальной власти, расширения своего участия в принятии решений. В этом смысле иллюстрацией является процесс принятия санкций против Ливии. Сначала США, потом ЕС, а затем Совет Безопасности ООН приняли решение о введении режима санкций против Каддафи, возможно, постепенно вырабатывая общие стандарты нового мирового порядка, хотя на этом пути будет еще немало опасностей и препятствий."
На угрозы безопасности, которые подстерегают Европу, поспешившую на помощь свержению в Ливии режима Каддафи, указывает Е. Шестаков.
Угрозы безопасности региона усугубляются тем, что миссия западных стран явно затягивается. Лидеры ведущих западных стран заявили, что Каддафи должен уйти. Однако силы Каддафи оказались более жизнеспособными, чем рассчитывали сторонники военной операции, силы повстанцев менее боеспособными, чем надеялся мир.
С 11 февраля - начала акций протеста против 32-летнего правления президента Салеха в Йемене - погибли около 100 чел. Сам 65-летний Салех обещал уйти в отставку до конца 2011 г., а также изменить Конституцию, перейти к парламентской системе правления и децентрализовать власть в стране.


Обозреватели отмечают, что США, союзником которых долгие годы являлся президент Йемена, изменили свою позицию в отношении Салеха.
Волнения в г. Дераа в Сирии, распространившиеся по всей стране, и День гнева, прошедший 1 апреля, поставили президента Сирии Башара Асада в нелегкое положение. Его выступление в парламенте вызвало разочарование в обществе. Б. Асад во всем обвинил иностранных заговорщиков, а об обещанных реформах, по сути, ничего не сказал. Идти на реформы в условиях, когда его режим оказался под давлением масс, означает ослабить позиции и возможность не удержать в руках власть над страной, какую бы помощь и поддержку в проведении реформ ему ни обещали лидеры Турции и Ирака. Крах режима в Сирии может привести к усугублению проблем между суннитами, шиитами, а также алавитами и одновременно спровоцировать общий подъем исламского экстремизма.
Комплекс факторов, влияющих в настоящий период на стабильность и безопасность в Средиземноморье, настолько сложен, что при решении данных проблем необходимо принимать во внимание определенные изменения в самом содержании понятия безопасность. Не исключая важности военных аспектов и методов обеспечения безопасности, исследователь предполагает принятие определенного набора других коллективных мер безопасности и доверия в различных сферах общественной жизни. Угроза безопасности может возникать не столько из-за взаимоотношений между государствами, сколько из-за кризисов внутри стран. Поэтому возрастает значение применения общих усилий для прекращения и предотвращения внутренних вооруженных конфликтов на этнической и религиозной почве, устранения проявлений агрессивного национализма, расизма, ксенофобии, грубых нарушений прав человека, в частности тех, которые касаются национальных меньшинств.
Масштабность и широта распространения революционных потрясений в Северной Африке и мусульманском мире обоснованно привлекают внимание ведущих мировых держав и региональных блоков, поскольку представляют серьезную угрозу дестабилизации ситуации в регионе.
Наступает эпоха возможностей для выстраивания новой системы взаимодействия государств и иных акторов международной политики, которая предполагает увеличение гибкости подходов и учет взаимных интересов сторон, особенно в вопросах сохранения глобальной и региональной безопасности.

09 августа 2011 /
Похожие новости
    Говоря о внешнем пространстве иберийской идентичности, не следует ограничиваться только миром языка. В ее системе координат важное место занимает Средиземноморье: до начала
    Развитие собственной политики безопасности и обороны в рамках ЕС рассматривалась в Испании в 2000-е годы в качестве ключевого направления интеграции, формирования политического союза и
    В последнее время российские и зарубежные эксперты обсуждают события, которые начались в Тунисе, а затем распространились на другие страны арабского мира: Египет, Ливию, Иорданию и ряд
  Взаимодействие России и Западной Европы в области безопасности вызвано глобальными изменениями международной ситуации в конце XX - начале XXI вв. Многочисленные угрозы, обусловленные
С начала 90-х годов XX в. происходит трансформация подхода к обеспечению региональной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Из-за изменения расстановки сил в регионе после окончания
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: