Региональный форум АСЕАН

 
С начала 90-х годов XX в. происходит трансформация подхода к обеспечению региональной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Из-за изменения расстановки сил в регионе после окончания холодной войны возникает необходимость принятия многосторонних мер, которые бы, с одной стороны, учитывали появление новых многочисленных угроз региональной безопасности, а с другой - расширили бы сотрудничество Японии и США в области безопасности. Идея многосторонней региональной безопасности реализовывалась в рамках сотрудничества со странами регионального форума АСЕАН (АРФ) по трем основным направлениям:
- активизация мер по укреплению доверия,
- проведение многосторонних диалогов;
- применение превентивной дипломатии.

Дипломатические инструменты: меры по укреплению доверия 

Меры по укреплению доверия (CBMs) являются дипломатическим инструментом, направленным на сокращение недоверия и опасений у сторон (чаще всего, будущих потенциальных участников конфликта).
Меры по укреплению доверия представляют собой соглашения между двумя и более сторонами, затрагивающими сферу обмена информацией относительно вооружений стран, военных доктрин, состава вооруженных сил.
При благополучном применении мер, возможно избежать эскалации конфликта и, следовательно, способствовать развитию более дружественных отношений между странами.
Меры по укреплению доверия применяются в различных сферах: военной, культурной, дипломатической или политической. Однако именно политические и военные меры по укреплению доверия наиболее часто применяются для сокращения напряженности между сторонами.
Меры по укреплению доверия способствуют изменению часто существующего из-за отсутствия (или искаженности) информации восприятия странами друг друга.
Подобная неправильная оценка, например, военных маневров или учений, или даже военно-политической доктрины государства, может спровоцировать конфликт. Благодаря мерам по укреплению доверия можно построить более стабильные политические и дипломатические отношения, склонить стороны к необходимости усиливать систему безопасности, а также стимулировать развитие системы коллективной безопасности, включающей интересы всех заинтересованных сторон.
В рамках Негионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ) обсуждение необходимости применения мер по укреплению доверия нашло свое отражение уже во время второго аорума (август 1995 г., Бруней).
 

Как следует из заявления председателя аорума, стороны выразили свою приверженность применению мер по укреплению доверия, а также превентивной дипломатии и прочих подходов, направленных на сокращение потенциальных конфликтов между странами АРФ.
Для более детальной разработки мер на том же аоруме было принято решение о создании межсессионных рабочих групп.
Ключевые меры по укреплению доверия подразумевают обязательный обмен информацией для обеспечения открытости оборонной политики стран-участниц, обмен сотрудниками и расширение межличностных контактов. Данные шаги необходимы для создания взаимоприемлемых инициатив и проектов при решении региональных проблем безопасности.

Меры по укреплению доверия в АРФ: различия в отношениях 

Несмотря на то, что все страны, участвующие в АРФ, признавали необходимость реализации мер по укреплению доверия для обеспечения стабильности и безопасности в регионе, разногласия относительно содержания реализуемых шагов проявились уже во время первого саммита, проходившего в Бангкоке2.
В то время как Австралия, Канада, США и в меньшей степени Республика Корея предлагали странам АРФ начать разработку и применение конкретных мер по укреплению доверия как можно быстрее, Китай и ряд стран АСЕАН выступали против, заявив, что в течение первого года функционирования АРФ следует обсуждать существующие проблемы в области безопасности.
Во время совещания старших должностных лиц АРФ Япония, Австралия, Канада и республика Корея представили свои проекты мер по укреплению доверия.
Согласно австралийской концепции, основой должна стать «активизация личных политических контактов и взаимоотношений». Австралия представила список положений, соблюдение которых необходимо для укрепления доверия.
К ним относятся:
- ограниченный обмен военной информацией;
- приглашение наблюдателей на военные учения;
- извещение о военном базировании и создание общерегионального военного регистра.
Канада предложила два документа на рассмотрение.
Первый касался превентивной дипломатии и предотвращения возникновения конфликтов, а второй - нераспространения оружия в регионе. Оба эти документа также содержали в себе достаточно амбициозные призывы относительно:
- механизмов разрешения конфликтов;
- предварительного уведомления стран о предстоящих военно-морских учениях;
- обмена иностранными наблюдателями.
Республика Корея сделала акцент на формировании ряда рамочных соглашений по сотрудничеству и путям обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии.
Основная идея сводилась к тому, что страны северо-восточного региона должны придерживаться наиболее умеренного варианта мер по укреплению доверия и поддерживать сотрудничество в невоенных областях, таких как, например, операции по поиску и спасению людей и иные виды участия в экстренных ситуациях.
Таким образом, Австралия и Канада призывали к созданию в рамках АРФ рабочей группы, которая бы занималась разработкой конкретных мер по укреплению доверия, подобно той, которая функционировала в рамках ОБСЕ, что положило бы начало обсуждению предложенных ими проектов по мерам.

Однако предложения вызвали крайне негативную реакцию со стороны Китая и стран АСЕАН. Китайские официальные лица, в частности, выражали недовольство намерениями Австралии и Канады как можно быстрее приступить к реализации предложенных ими мер, поскольку считали, что это может затронуть территориальные интересы Китая и безопасность в регионе в целом.
Представители Китая заявляли, что «не должно предприниматься попыток использования мер по укреплению доверия и превентивной дипломатии для разрешения внутригосударственных конфликтов и проблем. Мы поддерживаем идею постепенного поиска путей для непосредственного сотрудничества».
По различным причинам некоторые страны АСЕАН также выступили против предложений Австралии и Канады, мотивируя свое решение тем, что эти два подхода противоречат «Асеанов-скому пути» разрешения проблем в области безопасности, согласно которому необходимо проведение неформальных встреч, диалогов и консультаций, а итоговое решение должно приниматься, основываясь на принципе консенсуса.
15 июля 2011 /
Похожие новости
Геополитическая трансформация мира и особенности развития СНГ
    Говоря о внешнем пространстве иберийской идентичности, не следует ограничиваться только миром языка. В ее системе координат важное место занимает Средиземноморье: до начала
  В ХХI в. центр тяжести мировой политики все больше дрейфует в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона...
  В рамках развития Барселонского процесса европейские страны, а также НАТО прикладывают значительные усилия к снижению угроз безопасности в Средиземноморье.
  В предложениях Японии, представленных на первом Совещании старших должностных лиц АРФ, содержались следующие основные аспекты формирования мер по укреплению доверия: - обмен информацией для
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*
Введите код: