Защита лесов в Доминикане

Каковы же экологические проблемы в Доминиканской Рес­публике и какие способы их решения там используются? Иcпользуя терминологию, которую я ввел в главе 9, можно ска­зать, что в Доминикане меры по защите окружающей среды начали принимать по общественной инициативе, или инициа­тиве «снизу», а затем, после 1930 года, контроль за охраной природы стал осуществляться при помощи государства, то есть «сверху»; в настоящее время используется комбинация обоих методов. Использование ценных пород дерева в республике увеличивалось в 1860-х и в 1870-х годах, в результате чего уже тогда в некоторых местах снизилось количество деревьев цен­ных пород, а некоторые породы полностью исчезли. Скорость истребления лесов в конце XIX века возросла вследствие рас­чистки земли для сахарных плантаций и для других товарных культур; позже, в начале XX века, она продолжала расти, по­скольку древесина требовалась для рельсовых шпал и для на­чинающегося роста урбанизации. Вскоре после 1900-х годов мы встречаем первые упоминания о гибели лесов в районах с малым количеством осадков вследствие заготовок древесины для топлива, а также о загрязнении рек из-за сельскохозяй­ственной деятельности вдоль берегов. Первое муниципальное постановление, запрещающее заготовку леса и загрязнение рек, вышло в 1901 году.


Общество стало активно принимать меры по защите окру­жающей среды в период между 1919 и 1930 годами, на терри­тории около Сантьяго, второго по величине города Доминикан­ской Республики, являющегося центром самой богатой и са­мой интенсивно используемой сельскохозяйственной области. Адвокат Хуан Батиста Перес Рансьер. а также врач и геоде­зист Мигель Канела-и-Ласаро, потрясенные последствиями лесозаготовительных работ и создания объединенной сети до­рог, обслуживающих эти работы, что привело к оседанию поч­вы и повреждению водораздела, убедили Торговую палату Сан­тьяго купить землю для лесного заповедника. Они также по­пытались собрать необходимые средства с помощью обще­ственных пожертвований. В 1927 году их попытка увенчалась успехом, когда министр сельского хозяйства республики при­влек дополнительные правительственные финансовые ресур­сы, что дало возможность купить землю для первого природ­ного заповедника Ведадо дель Яке. Река Яке самая большая в стране, а слово «ведадо» означает участок земли, вход на ко­торый ограничен или запрещен.

После 1930 года диктатор Трухильо заложил основы госу­дарственного подхода к экологическому контролю. Во время его правления была увеличена площадь заповедника Ведадо дель Яке, создавались другие заповедники-ведадо, в 1934 году был основан первый национальный парк, сформирован корпус вооруженной лесной охраны. Также ограничивалось исполь­зование огня при выжигании лесов для расчистки земли под сельскохозяйственные угодья. Была запрещена рубка сосен в районе около Констанцы в Центральных Кордильерах без раз­решения диктатора. Трухильо принял эти меры во имя защиты окружающей среды, но, вероятно, он руководствовался скорее экономическими соображениями, в том числе личной выгодой. В 1937 году правительство Трухильо поручило знаменитому пуэрториканскому специалисту по окружающей среде, докто­ру Карлосу Кардону, провести комплексное исследование при­родных ресурсов Доминиканской Республики (ее сельскохо­зяйственных возможностей, полезных ископаемых и лесных массивов). В частности, Кардон рассчитал, что коммерческий потенциал заготовок соснового леса республики, безусловно, самого дорогостоящего в Карибском регионе, составляет око­ло 40 ООО ООО долларов, что в то время являлось огромной сум­мой. На основании этого доклада Трухильо лично обратил вни­мание на заготовки сосны. Он скупил большие участки сосно­вого леса и стал совладельцем главных лесопильных заводов страны. Во время лесозаготовительных операций лесники Тру­хильо принимали экологически оправданные меры, оставляя некоторое количество зрелых деревьев в качестве источников семян для восстановления лесных массивов. Эти большие ста­рые деревья до сих пор можно распознать в восстановленном лесу. Экологические меры во время правления Трухильо в 1950-е годы включали внедрение рекомендаций шведских ис­следований потенциала республики с целью строительства дамб для производства гидроэлектроэнергии. Проектирование этих дамб, созыв первого в стране экологического конгресса в 1958 году и основание большего количества национальных парков,.по крайней мере, должны были защитить водоразде­лы, которые могли бы иметь значение для производства гидро­электроэнергии.

Во время своего правления Трухильо (как обычно, часто действовавший через членов семьи или сподвижников) сам способствовал масштабным лесозаготовкам, но правительство не позволяло другим заготавливать лес и основывать несанк­ционированные поселения. После гибели Трухильо в 1961 году этот заслон на пути массового разграбления природных бо­гатств Доминиканы рухнул. Скваттеры занимали землю и вы­жигали лес, чтобы расчистить лесистую местность под сель­скохозяйственные угодья; началось спонтанное массовое пе­реселение из деревень в городские районы; кроме того, четыре богатых семейства из области Сантьяго принялись вырубать лес еще быстрее, чем было при Трухильо. Спустя два года пос­ле смерти диктатора демократически избранный президент Хуан Бош попытался убедить лесорубов пощадить сосновые леса, чтобы те могли служить водоразделами для запланиро­ванных дамб на реках Яке и Нисао, но в ответ лесорубы объеди­нились с другими противниками Боша и сместили президента. Темпы вырубки лесов увеличивались до 1966 года, когда пре­зидентом был избран Балагер.

Балагер сознавал крайнюю государственную необходи­мость сохранить лесные водоразделы, чтобы удовлетворить энергетические потребности республики с помощью гидро­электроэнергии, а также чтобы обеспечить водоснабжение для промышленных и бытовых нужд. Вскоре после того, как Бала­гер стал президентом, он начал действовать решительно. В стра­не были запрещены любые коммерческие лесозаготовки и за­крыты все лесопильные заводы. Это вызвало сильное сопротив­ление богатых и влиятельных семейств, в ответ возобновивших лесозаготовительные операции скрытно, в отдаленных лесных районах. Принадлежащие им лесопилки работали по ночам. Балагер отреагировал еще более радикальными мерами, он лишил министерство земледелия полномочий по вооруженной охране лесов и передал их армии, а также объявил незаконную вырубку лесов преступлением против государственной безо­пасности. Для того чтобы остановить вырубку лесов, воору­женные силы приступили к выполнению программы разведы­вательных полетов и военных операций, которые достигли кульминации в 1967 году. Это был один из поворотных момен­тов доминиканской экологической истории. Военные предпри­няли ночной налет на большой тайный поселок лесозаготови­телей. В последовавшей перестрелке погибли около дюжины лесорубов. Это стало шоком для лесозаготовителей. Пока не­законные вырубки продолжались, проходили дальнейшие во­енные рейды, во время которых гибли лесорубы. В итоге неле­гальные вырубки значительно сократились во время первого периода правления Балагера (с 1966 по 1978 год, включая три последовательных срока полномочий).

Это была лишь одна из серьезных мер по защите окружаю­щей среды, предпринятых Балагером. Некоторые из них заклю­чались в следующем. В течение восьми лет, когда Балагер не находился у власти, с 1978 по 1986 год, другие президенты сно­ва открыли некоторое количество лесопилок и вновь разреши­ли основать несколько лесозаготовительных поселков, а так­же позволили возрасти производству древесного угля. В пер­вый же день своего возвращения на пост президента в 1986 году Балагер издал указ о повторном закрытии лесозаготовитель­ных поселков и лесопилок, а на следующий день направил во­енные вертолеты для обнаружения незаконных лесозаготовок и вторжений в национальные парки. Возобновились военные операции по захвату и аресту лесорубов, а также по выселе­нию из национальных парков бедных скваттеров вместе с бо­гатыми сельскохозяйственными предприятиями и большими особняками (некоторые из этих людей принадлежали к личным друзьям Балагера). Самая известная из этих операций про­изошла в 1992 году в национальном парке Гаитисес (Лос Аитисес), в котором было уничтожено 90 процентов лесного покро­ва. Тогда войска выгнали из парка тысячи незаконных посе­ленцев. Два года спустя, во время следующей подобной опера­ции, которой руководил лично Балагер, военные разрушили бульдозерами роскошные дома, построенные зажиточными доминиканцами в национальном парке «Хуан Б. Перес». Бала­гер запретил применение огня в качестве сельскохозяйствен­ного метода и даже принял закон (который, как оказалось, труд­но было воплотить в жизнь), гласивший, что каждое огражде­ние должно состоять большей частью из живых деревьев вместо срубленных бревен. Чтобы свести к минимуму исполь­зование доминиканской древесины и заменить ее чем-то рав­ноценным, Балагер принял следующие меры. Во-первых, был открыт рынок для импорта древесины из Чили, Гондураса и США, что уменьшило необходимость использовать древесину из собственных резервов страны. Во-вторых, было сокращено традиционное производство древесного угля (ставшее бедстви­ем для Гаити). Для этого Балагер заключил договор с Венесу­элой на импорт сжиженного природного газа, инициировал строительство нескольких газовых терминалов, выделил сред­ства на компенсацию стоимости газа населению, чтобы сделать невыгодным использование древесного угля. Он также обязал компании поставлять газ населению без учета стоимости га­зовых кухонных плит и баллонов, чтобы склонить людей отка­заться от использования древесного угля. Президент повсеме­стно развивал систему природных заповедников, объявил о создании двух прибрежных национальных парков, первых в стране, присоединил к доминиканской территории две подвод­ных отмели в океане в качестве заповедников для горбатых китов, настоял на охране прибрежных полос (в пределах 20 яр­дов для рек и в пределах 60 ярдов для побережья), а также за­болоченных территорий, и запретил охоту на 10 лет. Балагер подписал в Рио-де-Жанейро конвенцию по защите окружающей среды. Он оказывал давление на промышленность по поводу производственных отходов, предпринял, хотя и с небольшим успехом, несколько попыток сдерживать загрязнение воздуха и ввел большой налог для добывающих компаний. Среди мно­жества планов, представляющих угрозу для окружающей сре­ды, которым препятствовал Балагер, были проекты строитель­ства дороги в порт Санчес, проходящей через национальный парк, дороги, идущей с севера на юг через Центральные Кор­дильеры, международного аэропорта в Сантьяго, терминала трубопровода в открытом море и дамбы на Мадригале. Он от­казывался ремонтировать уже существующую дорогу через нагорья, в результате чего та стала почти непригодной для ис­пользования. В Санта-Доминго Балагер создал аквариум, бо­танический сад и музей естествознания и восстановил нацио­нальный зоопарк. Все эти сооружения стали главными достоп­римечательностями столицы.

В возрасте 94 лет Балагер совершил свой последний поли­тический акт — он объединился с избранным, но еще не всту­пившим в должность президентом Мейей, чтобы блокировать план президента Фернандеса, направленный на сокращение и ослабление системы природных заповедников. Балагер и Мейя добились поставленной цели благодаря искусному законода­тельному маневру. Они внесли в предложение президента Фернандеса поправку, которая превращала систему природных заповедников из субъекта исполнительной власти (следователь­но, доступного для изменений) в субъект власти законодатель­ной, в том состоянии, в котором она существовала в 1996 году на момент окончания президентства Балагера, до планов Фер­нандеса. Таким образом, Балагер закончил свою политическую карьеру тем, что сохранил систему заповедников, которой уде­лял так много внимания.

Эти действия Балагера явились кульминацией эры государ­ственного экологического контроля в Доминиканской Респуб­лике. В то же время возобновились общественные усилия по охране природы, которые при Трухильо почти сошли на нет. В 1970-х и 1980-х годах ученые составили опись большей части прибрежных, морских и земных природных ресурсов Доминиканы. Хотя доминиканцы медленно возвращались к личному гражданскому участию в жизни общества после многолетней диктатуры Трухильо, в 1980-е годы возникало множество не­правительственных организаций, в том числе несколько дюжин организаций по охране окружающей среды, которые станови­лись все более эффективными. В отличие от ситуации во мно­гих развивающихся странах, где усилия по защите окружаю­щей среды в основном предпринимаются филиалами междуна­родных природоохранных организаций, в Доминиканской Республике общественной движущей силой являются местные неправительственные организации, связанные с охраной окру­жающей среды. Наряду с университетами и Доминиканской академией наук эти организации в настоящее время стали лиде­рами доминиканского движения в защиту окружающей среды.

14 мая 2011 /
Похожие новости
  Основные проблемы Доминиканы относятся к восьми из общего списка, состоящего из 12 кате­горий экологических проблем, которые будут описаны в гла­ве 16, — это проблемы, касающиеся лесов,
Почему политические, экономические и экологи­ческие пути этих двух стран, находящихся на одном острове, столь различны?
Нестабильность в обеих частях острова прекратилась, при­чем в Доминиканской Республике гораздо раньше, чем на Гаи­ти, с приходом к власти двух наиболее зловещих фигур в исто­рии
И Гаити, и Доминиканская Респуб­лика относятся к бедным странам и испытывают обычные за­труднения, характерные для большинства других тропических стран, бывших европейских колоний: слабые
    Для любого, кто интересуется современными мировыми проблемами, волнующим вопросом для изучения будет грани­ца длиной в 120 миль между Доминиканской Республикой и Гаити, двумя
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*
Введите код: