Мировоззрение и идеология: партнеры или антиподы?

Большинству партий современной Европы предстоят сложные времена. Им придется искать новых партнеров, видоизменять идеологию и программы. Скла­дывается впечатление, что выхода из тупиковой ситуации, когда социальные груп­пы многообразны, а избиратель не постоянен, просто не существует. Исследовате­ли должны будут писать либо о кризисе партийно-политических систем, либо об их эволюции.

В чем же на самом деле проблемы политических партий в новейшее время?

Насколько необходимо им сегодня мировоззрение?

Мировоззрение и идеология: партнеры или антиподы?

Известно, что в политике речь идет о производстве и распростране­нии новых политических решений1. В основе политического действия, как правило, лежит стремление не до­пустить социальные конфликты, разре­шить их как можно быстрее и эф­фективнее, а в крайнем случае, и пода­вить.

Усложнение общества, дифференци­ация его элитарного слоя привели к не­обходимости по-новому организовать национальное политическое простран­ство, обеспечить прогнозируемый до­пуск различных элит к власти.

СИНДЕЕВ Алексей Александрович - докторант Института Европы РАН, кандидат историче­ских наук, доцент. E-mail: asin74@list.ru

Ключевые слова: политическая партия, политическое мировоззрение, ХДС, А.Меркель, Кельн­ская программа, решения партийного съезда в Лейпциге.

До середины XX в. данные процес­сы происходили в рамках нацио­нальных государств. Политическая сфера требовала выделения специаль­ных идей, ценностей, их систематиза­ции, представления и борьбы за вопло­щение. Появились политические миро­
воззрения, демонстрировавшие систем­ный взгляд на особый (властный) сег­мент действительности, ориентировав­шиеся на массы и сохранявшие в поли­тике и политиках, несмотря на транс­формационные процессы Нового вре­мени, религиозное и философское видение мира. Они исходили из доми­нирующего властного начала в обще­стве, возможности управления после­дним. Необходимо подчеркнуть, что участия в политике различных соци­альных групп до рождения данного типа мировоззрения, появившегося на Западе благодаря секуляризационным процессам XVIII и XIX вв., не было.

Ведь если религиозное мировоззре­ние являлось заданным и статичным, а философское, допустив множествен­ность интерпретаций, характеризова­лось плюрализмом в понимании мира, то политическое мировоззрение, соеди­нив в себе абсолют (стремление к цели, принципы) и разнообразие, заменило привычные когда-то автономные фигу­ры проповедника и философа фигурой политика-философа, политика-пропо­ведника.

Эволюцию от религиозного и фило­софского мировоззрений прежних эпох к политическому мировоззрению Но­вого и Новейшего времени легко дока­зать и тем, что первоначально появи­лось всего лишь три системы:

-     либерализм;

-     консерватизм;

-     социализм/коммунизм.

Первые две ориентировались на ви­доизменение традиции в период ста­новления и развития капитализма, то есть имели в принципе одинаковое представление о прошлом и схожие ценности; последнее стало антиподом капитализма, антитрадиционалист­ским, отрицающим прошлое новатор­ством.

Политическое мировоззрение как таковое - исходный продукт буржуаз­ного общества2. Понятие «идеология» уместно употреблять лишь тогда, ког­да нужно подчеркнуть определенный этап бытия политического мировоззре­ния. Идеология иллюзорно динамична; она относительно быстро исчерпывает собственный минимальный идейный потенциал. Значительную роль в попу­ляризации идеологии играет инстру- ментализация политического мировоз­зрения, проявившаяся в распростране­нии партий [1].

Партийные лидеры сознательно уп­ростили мировоззренческие аспекты, сделав их понятными для большинства. При этом системность взглядов ушла в прошлое, а на первом плане оказались интересы, которые как основа для дол­говременной успешной политической деятельности более чем ненадежны. Межпартийная борьба привела к даль­нейшему упрощению идейной состав­ляющей в идеологиях. К тому же она способствовала дополнительной диф­ференциации общества, которая, в свою очередь, потребовала появления все новых партий и идеологий, но уже не под социальные группы, а под непо­стоянные интересы электората.

Подобные процессы увели партии от развития политического мировоз­зрения, заставили заниматься тактиче­ской борьбой, а затем осознать и сле­дующее: большинство голосов в оди­ночку не удастся получить ни одной из них.

Господство идеологий в политике привело к массовому распространению особого типа - политика-менеджера. Он не убеждает, он управляет, он предъявляет некоторые формулы. Главный его аргумент - внушить страх перед нарушением стабильности рабо­ты системы, правовых институтов [2]. Политик-менеджер любит указывать на вину другой, когда-то правившей, партии.

Таким образом, появлению партий и идеологий способствовали полити­ческие мировоззрения. Первоначально идеологии являлись вторичным про­дуктом, средством донесения полити­ческого мировоззрения до масс. В на­стоящее время они остались единствен­ной господствующей формой система­тизации идей. Проблема не в том, что идеология - это упрощение, необходи­мое в силу практической работы с на­селением. Проблема заключена в том, что политические элиты потеряли ме­ханизмы воспроизводства мировоз­зренческой традиции (как содержатель­но, так и с точки зрения средств ее пе­редачи).

И это притом, что теперешний уро­вень образованности населения вряд ли требует в массовом масштабе постоян­ных идейных упрощений через идеоло­гии. Современные западные политики- менеджеры в этой связи оказались в своеобразном капкане:

-     с одной стороны, потеряв миро­воззренческую составляющую соб­ственной деятельности, они не могут работать стратегически и вынуждены реализовывать не цель и направление, а цели и множество направлений, идти по пути не стратегии, а тактики;

-     с другой - население недовольно их постоянно видоизменяющимися так­тическими ходами. Избиратели требу­ют реализации цели, ответственности, направления, предъявления результа­тов. Недовольство политикой возрас­тает, параллельно с этим усиливается и кадровый голод в партиях.

В послевоенной Западной Германии демократическая политическая элита времен Веймарской республики, при­шедшая к власти, еще владела дискурс- ными особенностями предъявления по­литического мировоззрения.



[1] Речь идет о желании как можно быстрее реализовать некий комплекс идей, сориентироваться на избирателей3.

[2] Изучению политика-менеджера посвящено большинство исследовательских работ последних лет. Показательна подборка, представленная в хрестоматии, изданной ИНИОН РАН (Партии и выборы. Хрестоматия. Части 1-2. М., 2004). В них рассмотрены теоретические и методологические аспекты сравнения политических партий и партийных систем, суть социально-политических разме­жеваний, современные тенденции в развитии политических партий.

29 апреля 2011 /
Похожие новости
 Функции политической культуры. Политическое сознание, его уровни и типы
Политическое сознание и политическая культура составляют духовный компонент политической системы общества. Их час­тичное совпадение и различие является скорее концептуальным, чем предметным.
  Автор статьи рассматривает проблему правового статуса политических партий Греции с точки зрения их места и роли в политической системе страны. Статус политических партий закреплен в ст.29
В 1998 г., уходя с поста председателя партии, Г.Коль призывал однопар- тийцев не забывать христианское нача­ло в ХДС. А.Меркель же на съезде в Эс­сене в 2000 г. впервые после долгого
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ по политологии (геофак 2009). 1.      Основные этапы возникновения и развития политического знания. (Античность) 2.     
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*
Введите код: